Выставка русского искусства и антиквариата RA & AF  в Манеже

С 13 по 18 февраля 2018 года в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит Russian Art & Antique Fair. Мне удалось посетить открытие этого масштабного мероприятия.

Вся выставка по замыслу устроителей это торжество русского искусства, которое дополнено некоторым количеством произведений западноевропейских мастеров.  Стенды — это тематические композиции коллекционных пристрастий их владельцев. По этой выставке можно отследить историю развития русского искусства последних столетий. Экспозиция включает картины знаменитых русских художников И.К. Айвазовского, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, В.Е. Маковского и многих других. Что до братьев В.Е. и К.Е. Маковских, представленных на этой выставке Художественной галереей «Коллекционеръ», то они мною давно и горячо любимы. В их произведениях есть то, что резонирует с моим восприятием мира, какое-то особо яркое, правдивое и живое изображение жизни.

Стенды участников заполнены редкими произведениями искусства. Судя по схеме выставки стендов тут 73. И за один визит рассмотреть все очень сложно, а может, вообще даже не получится. Сначала я хотела все посмотреть, а потом заняться фотографированием отдельных предметов для своих антикварных заметок. Но у меня это не получилось. Я зашла на первый стенд и зависла от великолепия кузнецовских часов, зашла на другой увидела фарфор и снова долго не могла выйти. Количество шедевров, привезенных RA & AF огромно, все они слишком значимы, чтобы относиться к ним несерьезно и пробежать мимо.

Я же не вижу смысла писать про все виды предметов искусства, которые можно встретить на выставке, их много, и они указаны в рекламе самого мероприятия. Это не ЦДХ, где если погулять на верхних этажах можно что-то прикупить по разумным ценам, RA & AF – это произведения исключительно высокого уровня и цены. На выставке работы только выдающихся мастеров, которые вписаны в историю мировой культуры.

 Так, на одном из стендов мною были замечены вазы Императорского стекольного завода 1840-х годов выпуска с расписными загнутыми лепестками и обильной позолотой. Истинная гармония формы и восторг росписи. Стояли они в витрине так же наполненной произведениями русского фарфорового искусства фабрики братьев Корниловых, ИФЗ разных периодов с марками Н1, А2, А3, Н2 и других достойных фабрик.

Выдающегося фарфора на выставке гораздо больше, чем можно встретить в музеях. В особенности много статуэток редких серий ИФЗ, фабрик Гарднера и Кузнецова. Так же много вариантов фарфора и фаянса послереволюционного периода выпуска. Встречаются экземпляры единичных выпусков агитационного фарфора. В отличие от музея, где все стоит за стеклом и можно только смотреть, тут, если попросить, могут дать подержать предмет в руках. Некоторые предметы столь ценны, что страшно к ним прикасаться. Но, все же, я утолила некоторое свое любопытство и потрогала интересные мне фарфоровые статуэтки.

Невозможно описать все мои восторги и впечатления от посещения этого мероприятия. Я туда зашла как пресса и получила флешку с интересными описаниями предметов. Вход на мероприятие 500 рублей. И вот я пишу и думаю, что наверно пойду туда еще раз ближе к выходным. Не удалось мне все осмотреть. И сейчас, описывая восторги и параллельно заглядывая в пресс-релиз, я понимаю, что некоторые значимые предметы русского искусства от обрушившегося на меня изобилия, я наверно даже и не заметила, или они просто выпали из памяти от огромного массива информации, полученной за один подход.

Хочу отметить несколько самых ярких предметов этой выставки В Манеже, то чему я уделила больше всего времени. Дополню это фотографиями.

Я долго разглядывала часы в русском стиле 1880-1890-х Т-ва М.С. Кузнецова, выполненные по эскизам А.С. Каминского. Часы изготовлены из фаянса, расписаны вручную. Они не маленькие — высота 57 см. И они производят неизгладимое впечатление. Мне же было интересно, во сколько оцениваются на рынке такие редкие экземпляры. Я пообщалась с представителем стенда, который мне сказал, что у каждого предмета, конечно, есть своя цена, тут она высока, а смысл скорее в экспонировании, чем в продаже. Предмет этот так хорош, редок и так любим, что владельцу не хочется с ним расставаться. Тут я с ними солидарна полностью. Я не знаю, сколько времени нужно провести у этих часов, чтобы рассмотреть их поэлементно, выделить отдельно все, что так удачно совмещено в их корпусе и в декоре. Описание их достоинств может занять огромное количество страниц. Поэтому я приведу лучше их более детальные фотографии, чтобы Вы смогли рассмотреть масштаб творчества, который развернулся в фарфорово-фаянсовой промышленности к концу XIX века.

Крайне интересной мне показалась экспозиция стенда «Два Века». Как я потом поняла, их красивый магазин в Москве я уже посещала. В их коллекции много редких фарфоровых статуэток советского периода, декоративных ваз, посвященных значимым событиям, а также в витринах представлена фарфоровая пластика с марками и клеймами М.С. Кузнецова и Гарднера, многие из которых присутствуют в каталогах. Предметы в стеклянных витринах выставлены так, что можно увидеть какому заводу принадлежит данное произведение, а также какого цвета стоит марка на обороте.

Но более всего мне показался интересным стенд «Петроградский антиквар». На его витрине было представлено огромное множество предметов русского фарфора. Стеклянные витрины были уставлены редкими статуэтками дореволюционного и раннего советского производства. Интересно было посмотреть статуэтки серии Народы России, из которых запомнился особенно красочный Имеретин. А, впрочем, выделить что-то особенное из их статуэток на этом стенде сложно. Все прекрасно и имеет огромную как материальную, так и культурную ценность. Отмечу присутствие на этом стенде декоративной вазы М.С. Кузнецова, стоимостью, если я не ошибаюсь, 3000 евро, и роскошной огромной вазы С. Масленникова стоимостью 20 000 евро. Вазу мне удалось осмотреть со всех сторон. Она вызывает полнейший восторг и своим масштабом, и декором, а главное присутствием выразительных лиц и поз главных героев этой вазы. По словам представителя стенда, второй такой не существует, а выпущено их было столь малое количество, что до нашего времени они практически не дошли, да проблематично об этих предметах найти какие-то данные. Завод Семена Масленникова работал не долгое время, после закрытия формы его изделий были выкуплены М.С. Кузнецовым, поэтому на рынке антиквариата можно встретить идентичные, а иногда и абсолютно похожие предметы. Они высоко любимы коллекционерами, в том числе и таким маленьким коллекционером как я. Присутствие в таких местах хорошо показывает масштаб происходящего и существующего на рынке антиквариата в настоящее время, то к чему надо стремиться, то в чем хочется разбираться и понимать.

Формирование любой коллекции процесс длительный, он требует проведения большого количества времени за своим любимым занятием и общения с аналогичными людьми, пылающими той же страстью к искусству. Кстати открытие выставки посетили многие известные коллекционеры. Удалось послушать краткий рассказ Александра Добровинского о том, когда появилась его страсть к коллекционированию, и о том, что в его личной коллекции насчитывается уже более чем 40 000 предметов искусства разного периода выпуска.

Такая крупная выставка как Russian Art & Antique Fair позволяет встретиться крупным галереям и салонам, арт-дилерам, коллекционерам и любителям русского искусства. Организаторы выставки подготовили обширную деловую и образовательную программу, семинары и круглые столы для профессионалов и широкой аудитории, и даже экскурсии с участием искусствоведов. Всем, кто посетит выставку будет интересно.

Автор |2018-02-15T00:39:27+00:00Февраль 14, 2018 |Нет комментариев

Оставить комментарий

error: Content is protected !!