Вчера, общаясь в фейсбуке с одним коллекционером фарфора, я задумалась. Сколько души и стараний мы вкладываем в свое увлечение. А главное сколько времени тратим на то, чтобы наша коллекция была хорошо расставлена и представляла собой целостный вид.

Когда я только начинала коллекционировать дореволюционный фарфор, я расставляла предметы по цвету. Предметы были разные по форме, различных фабрик, но примерно одного периода изготовления. На одной полке встречался фаянс, фарфор и опак. Золотой уголок с Кузнецовскими чашечками соседствовал с малиновой толпой предметов Гарднера, а далее вперемешку стояли предметы с синим и зеленым декором. Это все лирика. Я только училась и пыталась понять, что же мне все таки ближе. Предметов в какой-то момент стало столько, что их приходилось ставить друг на друга, закрывая при этом красоту прежние приобретенных.
Позже, немножко рассортировав собранные предметы по чужим коллекциям, я начала задаваться мыслью о том, как всему этому придать более целостный вид.

Я читала книги об истории собирательства, ходила на выставки и приглядывалась не столько к предметам представленным в музеях сколько к их подаче.

За пару дней до закрытия выставки в Пушкинском мне все таки удалось найти время на ее посещение. Выставка национализированных сокровищ Щукиных, конечно, очень понравилась. А вот ее подача нет. Особенно раздражало пробираться через толпу в поисках подписи какого-либо предмета, к которому ты хочет более присмотреться и понять датировку.

Так же на самой выставке мое внимание обратили на себя фотографии того, как предствленные картины были размещены в особняке коллекционеров. Шедевр верхом на шедевре. На выставке было примерно так же: мой любимый Моне висел во втором ряду, да так что просто терялся. Разве можно так с Моне? Так вот, на исторических фотографиях с особняка картины тоже висят плотненько, рамочка к рамочке, а иногда подобраны так, что это напоминает игру в тетрис. Мне стало интересно, а не уставали ли сами коллекционеры от такой плотной красоты. Не давили ли на них яркость и контрастность предметов, не отвлекала ли сильная задекорированность помещений самих владельцев и их посетителей от дел и общения. Я конечно, понимаю что ценность этих работ во много раз превышает неудобства о которых я размышляю, но все же.

Мой последний визит в музей Императорских яхт в Петергофе показал мне как бы я хотела, чтобы в последствии выглядела моя коллекция: много естественного света и воздуха, стеклянные витрины, предметы не перекрывают друг друга, находясь на достаточном расстоянии, и при этом обозревать их можно с разных сторон. Пока это мечты, в нашей квартире так пока не получиться устроить. Но я мечтаю!

На фото уже закрывшаяся выставка сокровищ Щукиных в Пушинском. А я жду фото хранения Ваших коллекций.

А меня, конечно, сейчас интересует как Вы расставляете Ваши сокровища: плотненько забивая все в шкафчики-витринки или же выносите акцентами наиболее достойные предметы, располагая их на каком-то определенном расстоянии?