Клуб «Фарфоровые сезоны»

Чем больше пишу, тем больше убеждаюсь, что общения коллекционерам не хватает. Не хватает информации, личных оценок, той или иной сферы интереса, возможности похвалиться, посмотреть под разными углами на сам процесс и даже обменяться комментариями на способы покупки предметов. Не хватает и новых знакомств. Окружение не всегда такое, чтобы во всей глубине было способно к обсуждению самых волнующих моментов поиска, последующего выторговывания и значимости покупки. А некоторые, так сказать, друзья детства вообще иногда недоумевают по поводу рассказов на тему антикварных страстей. Ну притащил старую вещь домой, ну денег отдал кучу, ну долго по городу бегал, ну с книжкой сравнивал и что? И остаемся мы одни со своими тарелками и чашками, иногда делая скромные похвальбушки в инстаграме или фб. Все это я пишу к тому, что мой блог дал мне возможность не только общаться через интернет, задавая многим коллекционерам и им сочувствующим вопросы, но и позволил участвовать в личных встречах.

Так в недавнюю мою поездку в Питер мой друг в фб Павел Абрамов скинул мне информацию об интересном фарфоровом мероприятии. Естественно, мы с мужем не смогли отказаться провести вечер, слушая питерские фарфоровые истории.

Встреча была организована клубом «Фарфоровые сезоны» в галерее Bulthaup. Как оказалось, этот клуб часто организует мероприятия для любителей фарфора, а также встречи с профессионалами (музейными работниками, экспертами, ведущими лекторами). В этот вечер коллекционер Евгения Фалькова, рассказывала нам про свою страсть — антикварный фарфор, а также дала краткий обзор тенденции антикварного рынка.

«Мне хочется, чтобы предметы для Вас заговорили…» — так Евгения Фалькова начала погружение в тему коллекционирования белого золота. Что такое коллекционирование, что это за страсть, что руководит людьми при создании собственных коллекции – темы, давшие старт лекции.

Фарфор может быть повседневным, а может завораживающе прекрасным. Каждому фарфористу со временем хочется поделится теми знаниями и впечатлениями, что накопились за долгие годы любви к фарфору.

Собирательство фарфоровых коллекций — страсть многих крупных бизнесменов нашего времени. И эти top level коллекции уже оказывают влияние на культуру и искусство. В качестве примера собирательства были упомянуты ведущие коллекционеры фарфора Фарид Юнусов и Сергей Набоких. Их выставки фарфоровых чудес завода братьев Корниловых и другого не менее ценного фарфора уже хорошо знакомые москвичам. Последний раз выставка проходила в музее-заповеднике Царицино. Именно на каталоги, выпущенные по таким выставкам, многие уже сейчас ориентируются в своих покупках.

Несомненно, тех, кто только начинает собирать свои коллекции, кроме самих предметов интересует еще и путь коллекционирования. Как достаточно успешный и реализованный в бизнесе человек увлекся этой темой. Как я сама уже давно заметила, и как отметила на лекции Евгения Фалькова, тема фарфора одновременно привлекательна как для мужчин, так и для женщин.

Интересно было поразмыслить и над тем, как нам в тот вечер были поданы уровни коллекционирования. К первому уровню можно отнести эмоциональное собирательство. Знаний еще не хватает. По мере приобретения знаний, человек переходит на второй уровень — к созданию своей собственной коллекции, выстраивая личную концепцию собирательства вокруг привлекающей его тематики. Для многих коллекционирование огромное удовольствие и огромный источник энергии. Можно собирать серию кузнецовских чашек с определенными видами декора, а можно начать подбирать предметы разных фабрик, выпущенных в одном каком-то периоде. Так вот, мы с Евгений Фальковой солидарны в том, чтобы мы всегда оставались коллекционерами разных уровней. И находили на всех из них предметы своей страсти.

В ходе лекции речь зашла о самых любимых предметах для коллекционеров. И выяснилось, что именно последний предмет волнует сердце больше всего. И сколько на него хватит любви ответит только покупка следующего. Именно через такие вещи проходит и наша поступательная эволюция. Через них мы открывает историю своей и других стран. Мы погружаемся в изучение, а история захватывает нас, унося все дальше и дальше. А мы заворожено слушали, параллельно рассматривая предметы, что были специально принесены к этой лекции.

Красота антикварного фарфора совершенно безупречна. И для коллекционера предметы являются тем незыблемым, что сохраняет спокойствие при волатильности рынков и изменении жизненных устоев. Наши предки не только заложили красоту, но и передали нам культурную информацию. Революцией был уничтожен огромный пласт культуры, а с ней пропали традиции. 70 лет трансформаций советского времени нанесли огромный урон, упростив наш быт, а с ним и производство столовой посуды. Если в Европе блошиные рынки блестят фарфоровой красотой, то у нас ее остатки собираются по крупицам.

Растет новое поколение коллекционеров фарфора, возраст коллекционеров уменьшается — и эта новая волна на рынке антиквариата. Некоторые шутят, что коллекционирование распространяется как инфекция, и чтобы заразить — достаточно подарить антикварную чашечку другу.

На главных аукционах можно отметить высокий интерес к русскому дореволюционному фарфору. В топе не только Мейсен и Севр, но и корниловский фарфор и кузнецовские сервизы в русском стиле. Кстати, сейчас на рынок выходят не только предметы 20-30 годов 20 века, но уже стали появляться предметы 60-х годов. Рынок меняется, формируя новые вкусы. Крупные аукционы, такие как Содбис и Кристис, публикуют статьи о фарфоре, привлекая дополнительный интерес публики к такой тематике. Так 2018 год Кристис был объявлен годом фарфора, а на сайте Содбис есть англоязычные онлайн курсы по этой тематике. Так же можно отметить тенденции срастания коллекционирования с дизайном. Многие используют антикварный фарфор чтобы придать с его помощью историческую нотку и особый дух времени.

На лекции кроме общих тенденций рынка были рассказаны и интересные истории про конкретные предметы (они на фото). Так особо мне запомнилась история про Корбиевский сервиз ИФЗ. Он один из долгожителей Зимнего дворца. Симпатичная роспись. И не даром так произошло. С Корбиевским сервизов у многих случилась любовь. И до сих пор эта любовь передается коллекционерам нашего поколения. Даже мне хорошо знакома эта роспись, встречала его как под марками ИФЗ, так и завода братьев Корниловых, осуществлявших довыпуски.

Обсудили мы и покупку предметов с дефектами и без марок. Как к ним относиться? Многие сошлись на том, что если вы встречаете предмет, который уникален и имеет провенанс, то вероятнее его стоит купить. Даже для предмета с дефектом провенанс становится определяющим. Это предметы – уникаты, и их безусловно можно брать в свои коллекции. А если уж нравятся безмерно — тем более. И, конечно, если ты что-то страстно желаешь добавить в свою коллекцию, то это тебя обязательно найдет.

Речь зашла так же и об атрибуции фарфоровых изделий. Для того, чтобы атрибутировать предмет, надо обращать внимание на несколько моментов. Клеймо. Если его нет, то форма и стиль времени, качество фарфора, особенности декора, как отсылка к периоду производства, и на многие другие мелочи, что удается отметить только опытному собирателю. Среди коллекционеров есть те, кто думает, что клейма рулят миром, то это не всегда так.

Коллекционеру важно учиться разбираться в стилях, чтобы суметь определить период выпуска. Хорошо и многом нам может рассказать ручная роспись.  Бывает так, что предмет выпущен позже предполагаемого срока и просто отдает дань исторической традиции, отсылая нас к тому времени, но антикварным не является. В первые свои покупки новообращенные коллекционеры могут не всегда учитывать этот момент, приходя в восторг и придавая ценность не особо значимым по стоимости и по антикварности предметам. В интернет покупках процесс определения особенностей предмета серьёзно затруднен. Все отмечают, как тяжело выбирать и атрибутировать предмет, не держа в руках.

Вместе с атрибуцией был затронут и вопрос подделок. Конечно, главный совет заключается в том, что надо не только прибегать к логике и историческим фактам, которые, увы, плохо работают на эмоциях, но слушать свою интуицию. Если Вас что-то смущает, следует подойти к предмету более основательно, если что-то не так, надо прислушаться к себе. На рынке много подделок и имитаций. Подделкой обычно называют тот предмет, который хотят выдать за другой. Это самое простое определение, но оно достаточно емкое по смыслу. Старайтесь держать много фарфора в руках. Держите и запоминайте. После уже сложнее ошибиться. Руки подскажут оригинал. Так же помогает коллекционерам и насмотренность взгляда. Нужно помнить, что подделывают дорогие вещи. Делая покупки, не стоит стесняться узнавать подробности, торопиться, а следует обращать внимание на репутацию продавца антиквариата. И все же, любой коллекционер готов к риску. А риск в этом деле могут снизить только привлеченные эксперты. Мы стараемся руководствоваться здравым рассудком, чтобы инвестировать в фарфор. А если же руководствоваться только страстью, то коллекция заживет своей непредсказуемой, но от того не менее интересной жизнью.

В эту встречу я почерпнула для себя многое, в первую очередь то, куда еще мне стоит смотреть, а во вторую, что страсть начавшего коллекционировать может закончится только с его смертью)

Антиквариат как хобби хорош непредсказуемостью. Так и непредсказуемо хорош для меня оказался вечер с питерскими коллекционерами фарфора. Столь душевного вечера, я скажу честно, не ожидала.

И я очень расстроена, что не смогу попасть на ближайшую встречу клуба «Фарфоровые сезоны» по причине того, что живу не в Питере, а в Москве. А событие обещает быть очень интересным: 11 октября Евгения Фалькова и Алексей Шевченко выступают в качестве спикеров на площадке ИФЗ. И я очень завидую тем, кто сможет оказаться на этом мероприятии.

Оставьте комментарий