Чем больше пишу, тем больше убеждаюсь, что общения коллекционерам не хватает. Не хватает информации, личных оценок, той или иной сферы интереса, возможности похвалиться, посмотреть под разными углами на сам процесс и даже обменяться комментариями на способы покупки предметов. Не хватает и новых знакомств. Окружение не всегда такое, чтобы во всей глубине было способно к обсуждению самых волнующих моментов поиска, последующего выторговывания и значимости покупки. А некоторые, так сказать, друзья детства вообще иногда недоумевают по поводу рассказов на тему антикварных страстей. Ну притащил старую вещь домой, ну денег отдал кучу, ну долго по городу бегал, ну с книжкой сравнивал и что? И остаемся мы одни со своими тарелками и чашками, иногда делая скромные похвальбушки в инстаграме или фб. Все это я пишу к тому, что мой блог дал мне возможность не только общаться через интернет, задавая многим коллекционерам и им сочувствующим вопросы, но и позволил участвовать в личных встречах.

Так в недавнюю мою поездку в Питер мой друг в фб Павел Абрамов скинул мне информацию об интересном фарфоровом мероприятии. Естественно, мы с мужем не смогли отказаться провести вечер, слушая питерские фарфоровые истории.

Встреча была организована клубом «Фарфоровые сезоны» в галерее Bulthaup. Как оказалось, этот клуб часто организует мероприятия для любителей фарфора, а также встречи с профессионалами (музейными работниками, экспертами, ведущими лекторами). В этот вечер коллекционер Евгения Фалькова, рассказывала нам про свою страсть — антикварный фарфор, а также дала краткий обзор тенденции антикварного рынка.

«Мне хочется, чтобы предметы для Вас заговорили…» — так Евгения Фалькова начала погружение в тему коллекционирования белого золота. Что такое коллекционирование, что это за страсть, что руководит людьми при создании собственных коллекции – темы, давшие старт лекции.

Фарфор может быть повседневным, а может завораживающе прекрасным. Каждому фарфористу со временем хочется поделится теми знаниями и впечатлениями, что накопились за долгие годы любви к фарфору.

Собирательство фарфоровых коллекций — страсть многих крупных бизнесменов нашего времени. И эти top level коллекции уже оказывают влияние на культуру и искусство. В качестве примера собирательства были упомянуты ведущие коллекционеры фарфора Фарид Юнусов и Сергей Набоких. Их выставки фарфоровых чудес завода братьев Корниловых и другого не менее ценного фарфора уже хорошо знакомые москвичам. Последний раз выставка проходила в музее-заповеднике Царицино. Именно на каталоги, выпущенные по таким выставкам, многие уже сейчас ориентируются в своих покупках.

Несомненно, тех, кто только начинает собирать свои коллекции, кроме самих предметов интересует еще и путь коллекционирования. Как достаточно успешный и реализованный в бизнесе человек увлекся этой темой. Как я сама уже давно заметила, и как отметила на лекции Евгения Фалькова, тема фарфора одновременно привлекательна как для мужчин, так и для женщин.

Интересно было поразмыслить и над тем, как нам в тот вечер были поданы уровни коллекционирования. К первому уровню можно отнести эмоциональное собирательство. Знаний еще не хватает. По мере приобретения знаний, человек переходит на второй уровень — к созданию своей собственной коллекции, выстраивая личную концепцию собирательства вокруг привлекающей его тематики. Для многих коллекционирование огромное удовольствие и огромный источник энергии. Можно собирать серию кузнецовских чашек с определенными видами декора, а можно начать подбирать предметы разных фабрик, выпущенных в одном каком-то периоде. Так вот, мы с Евгений Фальковой солидарны в том, чтобы мы всегда оставались коллекционерами разных уровней. И находили на всех из них предметы своей страсти.

В ходе лекции речь зашла о самых любимых предметах для коллекционеров. И выяснилось, что именно последний предмет волнует сердце больше всего. И сколько на него хватит любви ответит только покупка следующего. Именно через такие вещи проходит и наша поступательная эволюция. Через них мы открывает историю своей и других стран. Мы погружаемся в изучение, а история захватывает нас, унося все дальше и дальше. А мы заворожено слушали, параллельно рассматривая предметы, что были специально принесены к этой лекции.

Красота антикварного фарфора совершенно безупречна. И для коллекционера предметы являются тем незыблемым, что сохраняет спокойствие при волатильности рынков и изменении жизненных устоев. Наши предки не только заложили красоту, но и передали нам культурную информацию. Революцией был уничтожен огромный пласт культуры, а с ней пропали традиции. 70 лет трансформаций советского времени нанесли огромный урон, упростив наш быт, а с ним и производство столовой посуды. Если в Европе блошиные рынки блестят фарфоровой красотой, то у нас ее остатки собираются по крупицам.

Растет новое поколение коллекционеров фарфора, возраст коллекционеров уменьшается — и эта новая волна на рынке антиквариата. Некоторые шутят, что коллекционирование распространяется как инфекция, и чтобы заразить — достаточно подарить антикварную чашечку другу.

На главных аукционах можно отметить высокий интерес к русскому дореволюционному фарфору. В топе не только Мейсен и Севр, но и корниловский фарфор и кузнецовские сервизы в русском стиле. Кстати, сейчас на рынок выходят не только предметы 20-30 годов 20 века, но уже стали появляться предметы 60-х годов. Рынок меняется, формируя новые вкусы. Крупные аукционы, такие как Содбис и Кристис, публикуют статьи о фарфоре, привлекая дополнительный интерес публики к такой тематике. Так 2018 год Кристис был объявлен годом фарфора, а на сайте Содбис есть англоязычные онлайн курсы по этой тематике. Так же можно отметить тенденции срастания коллекционирования с дизайном. Многие используют антикварный фарфор чтобы придать с его помощью историческую нотку и особый дух времени.

На лекции кроме общих тенденций рынка были рассказаны и интересные истории про конкретные предметы (они на фото). Так особо мне запомнилась история про Корбиевский сервиз ИФЗ. Он один из долгожителей Зимнего дворца. Симпатичная роспись. И не даром так произошло. С Корбиевским сервизов у многих случилась любовь. И до сих пор эта любовь передается коллекционерам нашего поколения. Даже мне хорошо знакома эта роспись, встречала его как под марками ИФЗ, так и завода братьев Корниловых, осуществлявших довыпуски.

Обсудили мы и покупку предметов с дефектами и без марок. Как к ним относиться? Многие сошлись на том, что если вы встречаете предмет, который уникален и имеет провенанс, то вероятнее его стоит купить. Даже для предмета с дефектом провенанс становится определяющим. Это предметы – уникаты, и их безусловно можно брать в свои коллекции. А если уж нравятся безмерно — тем более. И, конечно, если ты что-то страстно желаешь добавить в свою коллекцию, то это тебя обязательно найдет.

Речь зашла так же и об атрибуции фарфоровых изделий. Для того, чтобы атрибутировать предмет, надо обращать внимание на несколько моментов. Клеймо. Если его нет, то форма и стиль времени, качество фарфора, особенности декора, как отсылка к периоду производства, и на многие другие мелочи, что удается отметить только опытному собирателю. Среди коллекционеров есть те, кто думает, что клейма рулят миром, то это не всегда так.

Коллекционеру важно учиться разбираться в стилях, чтобы суметь определить период выпуска. Хорошо и многом нам может рассказать ручная роспись.  Бывает так, что предмет выпущен позже предполагаемого срока и просто отдает дань исторической традиции, отсылая нас к тому времени, но антикварным не является. В первые свои покупки новообращенные коллекционеры могут не всегда учитывать этот момент, приходя в восторг и придавая ценность не особо значимым по стоимости и по антикварности предметам. В интернет покупках процесс определения особенностей предмета серьёзно затруднен. Все отмечают, как тяжело выбирать и атрибутировать предмет, не держа в руках.

Вместе с атрибуцией был затронут и вопрос подделок. Конечно, главный совет заключается в том, что надо не только прибегать к логике и историческим фактам, которые, увы, плохо работают на эмоциях, но слушать свою интуицию. Если Вас что-то смущает, следует подойти к предмету более основательно, если что-то не так, надо прислушаться к себе. На рынке много подделок и имитаций. Подделкой обычно называют тот предмет, который хотят выдать за другой. Это самое простое определение, но оно достаточно емкое по смыслу. Старайтесь держать много фарфора в руках. Держите и запоминайте. После уже сложнее ошибиться. Руки подскажут оригинал. Так же помогает коллекционерам и насмотренность взгляда. Нужно помнить, что подделывают дорогие вещи. Делая покупки, не стоит стесняться узнавать подробности, торопиться, а следует обращать внимание на репутацию продавца антиквариата. И все же, любой коллекционер готов к риску. А риск в этом деле могут снизить только привлеченные эксперты. Мы стараемся руководствоваться здравым рассудком, чтобы инвестировать в фарфор. А если же руководствоваться только страстью, то коллекция заживет своей непредсказуемой, но от того не менее интересной жизнью.

В эту встречу я почерпнула для себя многое, в первую очередь то, куда еще мне стоит смотреть, а во вторую, что страсть начавшего коллекционировать может закончится только с его смертью)

Антиквариат как хобби хорош непредсказуемостью. Так и непредсказуемо хорош для меня оказался вечер с питерскими коллекционерами фарфора. Столь душевного вечера, я скажу честно, не ожидала.

И я очень расстроена, что не смогу попасть на ближайшую встречу клуба «Фарфоровые сезоны» по причине того, что живу не в Питере, а в Москве. А событие обещает быть очень интересным: 11 октября Евгения Фалькова и Алексей Шевченко выступают в качестве спикеров на площадке ИФЗ. И я очень завидую тем, кто сможет оказаться на этом мероприятии.