Сервиз «Барбарис». Или как менялась посуда в СССР

Революция внесла огромные перемены в быт граждан, соответственно за этим последовали изменения в привычках, кулинарии и фарфоровой промышленности.

Менялся уклад жизни, время меняло ценности. Даже традиции пить чай менялись. При императоре чай был роскошью, недоступной широким массам, при советах пить чай стало привычкой пролетариата. Началась это с национализации чайных складов различных частных компаний. Чай начали выдавать бесплатно рабочим и служащим, а так же включили в регулярное снабжение Красной Армии. Так, чай в 20-е годы перешел в предметы первой необходимости. Что в последствие тоже не смогло не повлиять на производство фарфоровой посуды. Ей уже не надо было нести красоту, ей нужна была простота и массовость.

По требованию времени достижение советских керамистов выходят за пределы жанра уникальности и переходят на массовое производство фарфора и фаянса. Конечно, фарфор производился и для элиты Советского государства, а так же для поднятия престижа на международных выставках, но все же основные предметы для выпуска – это массовые предметы заводского тиражирования.

В фарфоровой промышленности довоенного периода существовало как бы две стороны.

С одной, проблемы производства: утеря форм и изделий, утрата специалистов, обученных еще во времена работы кузнецовских фабрик, неумелое управление, низкое финансирование, отсталая техника производства, требующая срочной модернизации. Это привело к тому, что все изменения велись только с помощью обогащения декора. Массовая посуда становилась ближе к быту, художественные качества терялись.

С другой, на международных выставках советская керамика поражала и богатством декора и яркостью и новизной форм. Работы были многогранны, высокохудожественны и обладали богатством традиций и спецификой творческих манер исполнения. Посредством этого делалась попытка показать насколько светлое будущее у фарфорово-фаянсового производства СССР.

После отечественной войны потребности населения в посуде все так же требовали максимального упрощения. Произошло снижение качества. Рынок и возможности производства подстраиваются под новые потребности населения страны.

Но не только суровый быт первого времени советской власти, война и послевоенная разруха привели к упрощению всех бытовых предметов. Так же не менее важным в этом вопросе была сама идеология государства в простоте самих взглядов на красивое и удобное.

А пишу я это все к тому, что на днях подержала в руках Каталог фарфоровых и фаянсовых изделий РСФСР 1954 выпуска. Огромный такой, голубой, но очень тонкий, не в пример каталогам дореволюционной посуды. Если рассмотреть картинки из каталога, то можно заметить еще гарднеровские и кузнецовские разработки форм фарфоровых предметов.

Так на картинке из каталога видна форма сервиза «Барбарис», который был придуман во времена Гарднера и успешно выпускался на его фабрике. Этот сервиз в зеленом декоре стоял и у моей бабушки в серванте. Да, думаю и у многих советских граждан есть о нем свои воспоминания. Он узнаваем и любим. Прошло примерно 150 лет, а это сервиз все так же производят. Поискав продукцию современных Вербилок, мы можем увидеть в продаже  чайный сервис формы Севрская «Барбарис» по цене примерно 5 000 р. Но знаете, как то мне удалось купить сахарницу дореволюционного производства из этого сервиза, так вот ощущение от старого и от того что сейчас, увы, разное. Тонкий фарфор, качество и декор дореволюционного предмета, не идут в сравнение с тем, что выпускается сейчас. А жаль. Наверное поэтому я покупала и буду покупать именно старинные дореволюционные вещи.

Автор |2018-02-18T01:23:37+00:00Январь 22, 2018 |Нет комментариев

Оставить комментарий

error: Content is protected !!