Украшение фарфоровых изделий Товарищества М.С. Кузнецова

У Товарищества М.С. Кузнецова были сотни тысяч покупателей по всей России и за рубежом. Владелец фарфоровых фабрик понимал, что важно удовлетворить все категории покупателей и выделиться из моря изделий других фабрик. Поэтому, как только появлялись новые виды разделки фарфора, они сразу перенимались на фабриках Товарищества М.С. Кузнецова.

Посуда Товарищества М.С. Кузнецова отличалась широтой вариантов используемых декоров. А ассортимент удивлял своим количеством и разнообразием изделий. Творческий подход к декорированию изделий до сих пор поражает современников.

Фарфоровые изделия украшали различными способами. Одной ручной росписи кистью было несколько вариантов, это украшение цветами-агашками, прозолотью, виноградом, маком, золотой и синей отводкой, нисходящим крытьем, кобальтовым крытьем, люстром, полунутром, манером, мушелью.

Коротко пробежимся по основным вариантам декора кузнецовского фарфора, которые может встретить коллекционер русского дореволюционного фарфора на рынке антиквариата.

Агашки – краска наносилась на посуду очень быстро, путем комбинации широких кистевых мазков с набором краски на одну сторону кисти. Иногда краска на предмет наносилась не кистью, а пальцем. Это способ считался примитивным, и, возможно, в память о какой-нибудь девушке Агафье, расписывающей фарфор, и закрепилось название агашечная роспись.

Печать – известна с конца XIX века, впервые была применена на киевском Нижегородском заводе. Печать, уступающая в художественном отношении ручной работе, страдала сухостью и монотонностью. Изделия с печатью не так часто встречаются, как другие виды. Печать сочетается как с надглазурной так и с подглазурной отделкой.

Декалькомания – применяется в России с конца XIX века. Первопроходцем был завод братьев Корниловых в 1881 году. Применяется для надглазурной отделки. Рисунок наносится с помощью переводной картинки. Иногда по причине недостаточной яркости дополняется ручной подрисовкой. Иногда сокращают название до более простого деколь.

Аэрограф – краска наноситься с помощью пулевиризатора с помощью сжатого воздуха. Часто применяются трафареты для нанесения рисунка. Способ получил распространение в ХХ веке.

Фотография – фотографические снимки переводятся на поверхность глазурованного фарфорового черепка и затем обжигаются. Изобретение фотокерамики относят к концу XIX века.

Китайская печать – это нанесенный орнамент, который основан на повторяющемся ритме, аналогичный старым восточным рисунком. Бывает оригинальная и стилизованная.

Кажгарская печать – стилизация под восточные орнаменты. Декор сплошной, с последующей росписью орнаментов различными красками и золотом. Контуры же наносятся предварительно путем печати с граверных досок.

Прозолоть – нанесение на фарфоровое изделие рисунков, цветов, гирлянд, орнаментов в полосе, выполненных преимущественно в глянцевом золоте. Нанесение происходит с помощью кисти тонкими линиями. Прозолоть иногда выполняется цветочными узорами.

Манер – простые скорописные рисунки, цветочные мотивы, расположенных в разных композициях. Так же добавлялось золото и пестрение в виде дополнительной росписи тонкими мазками кисти.

Полунутро – более нарядный и богатый манер, выполненный более крупным рисунком и золотом. Так же отличался тем, что внутри чашки, полоскательницы или другого предмета происходило золочение до половины поверхности очень широкой золотой лентой.

Кобальт – в отделке был дорог, поэтому цена изделия сразу повышалась. До сих пор кобальтовая посуда или посуда с кобальтовым декором цениться. Кобальт применялся для отводок, полос, отдельных мотивов росписи или крытья. Часто дополнялся золотом и муфильными красками.

Шелкография – это монохромное оформление. Способ близкий к способу печать. Сперва происходило механическое нанесение рисунка на кусок шелкового материала с последующим покрытием составом, не пропускающим краску. После шелк накладывается на бумагу, валиком накатывается краска. Далее образовавшийся рисунок покрывается лаком, бумага смывается и готовый рисунок накладывается на поверхность изделия. Во время обжига лак сгорает, а краски рисунка спекаются с глазурью.

Да, вариантов много. Время же показало, что, подглазурный декор более устойчивый чем надглазурный, так как глазурь защищает рисунок от стирания.

Поделитесь! Предметы с какими видами декора находятся в вашей коллекции? Обращаете ли Вы внимание на вид декора при покупке? Какой вид декора для Вас предпочтительнее?

1 комментарий к “Украшение фарфоровых изделий Товарищества М.С. Кузнецова”

Оставьте комментарий