Марки и клейма на фарфоре являются важным, а иногда и решающим фактором при атрибуции и покупке изделия.
Маркировка стала применяться в Императорской России еще в ХVIII веке на первых керамических предприятиях. Первые маркировки присутствовали на марках таких заводов как ИФЗ, Гребенщикова и Гарднера.
Поскольку фарфорово-фаянсовый рынок постоянно рос, появилась необходимость защиты продукции. Так марки защищали предметы от имитации, подлога и подделки.
В 1773 году Екатерина II указом обязала хозяев фарфоровых фабрик иметь свой штемпель. В последствие и Александр I и Николай I издавали указы об обязательном клеймении, о значении фабричных фарфоровых клейм, ответственности за подделку, и о других вопросах, связанных с защитой товара. Конечно, так государство заботилось производителях фарфора и пыталось повлиять на конкуренцию на рынке. Влияли эти указы и на налоги и сборы.
В 1857 году в Уставе о промышленных, заводских и фабричных изделиях появилось требование об образцах клейм, которые были обязаны предоставляться фабрикантами в государственные органы.
Большинство производителей соблюдало указы, но все же, находились мелкие кустарные предприятия, обходившие закон, и не клеймившие свою продукцию, или делавшие клейма на европейский манер, иногда даже с ошибками.
Существует несколько видов маркировки фарфора и фаянса. Маркировка фарфоровых изделий выполняется схожими способами с декорированием.
Подглазурная роспись – марка ставиться до покрытия глазурью. Марки ставились от руки, и настроение художника, скорость работы, ширина линий делали свое дело, создавая большое разнообразие марок иногда схожих с другими фабриками.
Надглазурная роспись – марка ставилась поверх обожженной глазури. Марки не так защищены, как подглазурные и стираются быстрее. Так многие предметы со стершимися марками оставляют много загадок для современных антикваров и коллекционеров.
Переводная печать – вариаций марок меньше чем при ручной росписи. Наносилось специальной бумагой на изделие. Ранее на эту бумагу изображение попадало с помощью металлической доски с гравировкой. Бывают подглазурные и надглазурные.
Вдавливание в массу – происходило посредством вдавливания штампа в массу необожженной глины. Естественно, такие марки сложнее подделать. Так известны случаи, когда при слабом нажатии при маркировке после обжига это клеймо на изделии растекалось или пропадало вообще.
Гравировка – процарапывание марки на не обожженной глине острым инструментом. Марка может быть не ровной и плохо читаться.
Отмечу, что у многих дореволюционных производителей фарфора марки и клейма в разные периоды были различных видов.
Кроме маркировки, на некоторые изделия ставились другие знаки и цифры, необходимые для организации производства. Так, иногда эти цифры обозначали партию и мастера, осуществившего роспись изделия.
В дополнение к марке, известные художники или скульпторы наносили на фарфоровые изделия свои знаки-подписи чаще всего золотом или красками.
Сейчас, рассматривая марку на фарфоровом изделии, мы можем найти данные о производителе в каталогах марок и клейм. Через марки мы можем узнать больше о российском дореволюционном фарфоре как об искусстве. Именно марки доносят до нас те истории, которые мы так любим.
Марки заводов Гарднера, Сафронова, Батенина, братьев Корниловых, Попова, Кузнецова М.С. и Кузнецова И.Е. и других производителей разнообразны. Предметы легко могут встретиться на рынке антиквариата, так что можно до покупки какого-либо серьезного экземпляра в свою коллекцию походить по антикварным магазинам или музеям посмотреть их в живую, а не только ориентироваться по каталогам.
Даже если меня не интересует покупка предмета, я все равно стараюсь по возможности подержать его в руках, чтобы иметь представление о его весе, маркировке, структуре фарфора, глазури и росписи. И если встречу то, что мне наконец-то понравиться, то буду уже понимать особенности производителя и вероятность оригинальности фарфорового изделия.