Поиски фарфора в Коломенском. Часть 2: Выставка «Сокровища русского искусства XVII века»

Поиски фарфора в музее-заповеднике Коломенском, которые привели меня на Выставку «Виват Екатерина!», продолжились в других залах Дворца царя, где представлена постоянная выставка «Сокровища русского искусства XVII века». В покоях младших и средних царевен Дворца царя Алексея Михайловича в 14-ти небольших залах представлены подлинные предметы XVII века из уникального художественного собрания музея-заповедника.

Вот тут мне стало интересно. Во-первых, все предметы оригиналы, во-вторых, с хорошей датировкой — XVII века. Каждый представленный экспонат заслуживает отдельного рассказа. При этом их количество и сохранность поражает. Это не предметы, а настоящие сокровища, дошедшие до наших времен. Лучшие мастера по всей Руси трудились над их созданием. Резчики по дереву, мастера столярного дела и плотники, живописцы, иконописцы,  кузнецы создали настоящие шедевры.

Выставленные в залах произведения, воссоздают своеобразный художественный мир XVII века, показывающий яркую народную фантазию, самобытность и мечты о прекрасном мире.

Царский дворец, построенный в 1667-1668 годах в Коломенском, должен был стать своеобразным раем. Для его украшения были собраны со всей России лучшие мастера, художники и ремесленники. Все создаваемое ими должно было придать особую пышность царским хоромам и мероприятиям, проводимым в загородной резиденции царя.

Выставка очень яркая, красочная. Экспонаты можно разглядывать долго. Каждый экспонат огромный пласт истории и культуры России.

Из того что особо запомнилось и произвело впечатление, можно упомянуть Царские Врата. По учению Отцов Церкви алтарь символизирует Небесный Рай, поэтому врата называются Райскими. Врата конца XVII века Русский Север встречают в начале выставки. В верхней части врат представлен сюжет Благовещение. Слева изображен Архангел Гавриил, права – Дева Мария, ниже апостолы. Створки украшены золоченой сквозной резьбой и гроздьями винограда. Другие Царские Врата привезены из Софрино Московской области, где находился Путевой дворец царя Алексея Михайловича. На створках этих врат помещены деревянные киотцы в виде храмов. А сам фон врат расписан разноцветным растительным орнаментом, символизирующим райские цветы и храмы. У Царских Врат можно долго стоять, разглядывая элементы.

Так же интересно посмотреть на фасадные изразцы и изразцовые панно. Такие панно с конца XVII века стали использовать в фасадном убранстве московских зданий. На выставке представлены характерные примеры с изображением цветов, птиц и плодов. Цветные глазури сохранили свою яркость и привлекают внимание.

Представлен ряд интересных книг, украшенных гравюрами, полными творческой фантазии узорами. Так, одна из книг «Меч духовный» Типографии Киево-Печерской Лавры 1666 года, раскрыта на гравюре, символически прославляющей род царя Алексея Михайловича. В центре композиции родовое дерево царской семьи с портретами. Рядом с ней «Кормчая», выпущенная в Москве на Печатном дворе в 1650-53 годы. Это сборник церковных и светских законов, изданный по велению царя Алексея Михайловича. 

На выставке впечатляет все, и красота, и сохранность предметов. По словам смотрителя, за состоянием экспонатов постоянно следят. Вообще во всей этой выставке чувствуется любовь к русскому искусству. Предметы хорошо распределены и освещены. А сам Дворец с маленькими окошками, через которые попадает солнечный свет, и его оформление придает особое очарование выставляемым раритетам.

В будни посетителей почти нет, так что можно спокойно гулять по залам и делать фотографии. Выставка дает возможность посмотреть значимые предметы для истории нашей страны и еще раз оценить богатство и великолепие нашего культурного наследия. С выставки я вышла полная приятных впечатлений.

Оставьте комментарий