Сладкая жизнь дореволюционной России

Сладкая жизнь дореволюционной России

Мы продолжаем публикацию исторических материалов, рассказывающих о становлении и достижениях российских предпринимателей дореволюционной России, об успешных инвестиция и сотрудничестве, о славе российских брендов, которые несмотря на исторические испытания и сегодня остаются конкурентоспособными на мировом рынке.

Эксклюзивные сладости Российской империи: вкус изделий кондитерской фабрики предпринимателя Эйнема и его новшества в рекламе продукции

Сладкая жизнь дореволюционной России прочно ассоциируется с Товариществом паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений Эйнема. Открытие шоколадной фабрики немцем Фердинандом Теодором фон Эйнемем в 1851 году прославили его среди предпринимателей России.

Товарищество «Эйнемъ» превратившееся после революции в «Красный Октябрь» стоит в одном ряду с такими известными производителями кондитерских изделий современной России, выросших из дореволюционных фабрик, как предприятие «Большевик» (Фабрика Сиу), Бабаевская фабрика (Фабрика Абрикосовых), Предприятие «Рот-Фронт» (Фабрика Леновых), основанных в ХIХ веке.

Если обратится к истории, то можно отметить первое, как быстро Кондитерский магазин на Арбате при должном управлении и грамотном маркетинговом подходе превратился в крупное известное по всей России предприятие Товарищество «Эйнемъ». Второе — это то, что хотя Товарищество «Эйнемъ» не являлось монополистом на кондитерском рынке Императорской России, оно смогло разработать революционные рекламные ходы, отличившие ее в свое время от всех конкурентов.

В Москве предприниматели иностранцы, в том числе немцы, преобладавшие в численности среди них, активно начали проявлять себя уже с начала ХIХ века. В Россию приехал и Фердинанд Теодор Эйнемъ (Einem Ferdinand Theodore, Федор Карлович) (1826–1876) , рожденный в Пруссии. Переехав в Россию, он проработал в Москве 30 лет, оставаясь в прусском подданстве (в России того времени законодательство разрешало иностранцам учреждать предприятия, не принимая при этом российского гражданства).

Коммерческое чутье фабриканта Эйнема, его работоспособность и желание брать на себя риски оправдало себя. Успешность кондитерского бизнеса и постоянно повышающиеся доходы, позволили предпринимателю перейти из цеховых ремесленников и в 1853 году вступить в третью гильдию московского купечества.

Сладкие мечты Эйнема о собственной шоколадной фабрике в 1856 году смогли реализовать два компаньона полковник Лермонтов и коллежский секретарь Романов. В предприятие со стороны каждого нового компаньона было вложено по 5 тыс. руб. серебром. Эйнем же по условиям договора вложился только своим трудом. На эти деньги была устроена кондитерская фабрика, которая стала выпускать десять сортов шоколада, шоколадные конфеты и пралине. Так именно на улице Петровке, до перевода на Софийскую набережную в течении 10 лет находилась первая маленькая кондитерская фабрика Эйнема. На момент образования фабрики, шоколад в России был только привозной в основном из Бельгии, Германии и Франции. Фабрика старалась делать высококачественный продукт, который уже в 1863 году позволил добиться первой награды – бронзовой медали на выставке в Одессе, а 1855 году получить медаль на выставке в Москве.

Рассмотрение фактов из предпринимательской биографии Эйнема говорит нам о том, что он был на удивление удачливым предпринимателем. Так даже война стала, стала для него периодом повышения доходов от деятельности за счет поставки варенья и сиропов для русской армии в рамках Крымской кампании 1853–1856 годов, а сумма полученной прибыли смогла позволить Эйнему ещё больше расширить производство.

В 1867 году успешность производства позволило купить дом на Софийской набережной, на пустыре за которым началась стройка. В этом же году Эйнем становится купцом второй гильдии, а в последствии с 1873 года и первой.

Поскольку фабрика открылась в своем помещении и эта дата упомянута в «Указателях фабрик и заводов Российской империи» основанием фабрики принято считать 1867 год. Фабрика разместилась в новопостроенном двухэтажном каменном здании. На каждом этаже было две комнаты. В этих цехах шло изготовление кондитерских изделий.

Новый этап развития произошел в результате коммерческого союза Эйнема и Гейса. Эйнем и Гейс – двое немцев, одержимых работой познакомились, когда Гейсу было около 25 лет. Гейс был не менее талантлив, хорошо разбирался в технике и легко сходился с людьми. Помимо бизнеса Юлиус Гейс был увлечен фотографией, что сыграло немалую роль в последующем развитии шоколадного бизнеса.

В 1868 г. Эйнем предложил Гейсу руководить работой с оптовыми покупателями. В последствии, между партнерами был заключен договор, по которому доля Эйнема была 60%, а Гейс 40% от прибыли.

В 1871 г. было введено в действие новое здание фабрики на Софийской набережной. И именно в этом году фабрика Эйнема стала крупнейшей из пяти шоколадных фабрик в Москве. В книге «Атлас мануфактурной промышленности Московской губернии» 1873 года отмечено, что Фабрика «Эйнемъ» выпускала почти половину продукции всех московских предприятий, а именно: 32 тонны шоколада, 160 тонн шоколадных конфет, 24 тонны «чайного печенья» и 64 тонны колотого сахара, всего на сумму 300 тыс. руб. (из них 246 тыс. руб. приходилось на шоколад).

В связи со слабеющим здоровьем Эйнема и отсутствием наследников Эйнем предлагает выкупить свою долю в деле Гейсу за 100 тысяч рублей серебром, и обязательства заплатить еще 300 тысяч рублей в течение девяти лет. Так с 1876 года Юлиус Гейс становился единоличным владельцем фирмы «Эйнем».

Если обратится к данным «Энциклопедического словаря «Брокгауз и Ефрон» выпуска 1903 года, то за двадцать лет – с 1875 по 1894 гг., как сообщала энциклопедическая статья, потребление шоколада в России возросло в тридцать раз – с 6 тысяч пудов до 180 тысяч пудов. Немаловажным фактом в увеличении потребления шоколада была деятельность фабрики Эйнема.

Во всей этой истории интерес представляет именно опыт предпринимателя Эйнема и его ходы в бизнесе позволившие в столь короткий срок завоевать кондитерский рынок России и наладить выпуск столь масштабной по размерам того времени рекламы, опередившей свое время.

Дело Эйнема среди конкурентов выделил тот размах, с которым вкладывались в рекламу, способы завоевания лидерства продаж, и способность завоевывать золотые и серебряные медали на выставках и, в последствии, удостоиться крайне почетного звания «Поставщик Императорского двора» с правом печати на продукции двуглавого орла – Государственного герба Российской империи.

Эйнем вел дела образцово, так именно он в начальный период занимался бухгалтерией фабрики. Одной их черт дореволюционного предпринимательства всегда были правила хорошего тона, к которым предприниматель Эйнем прислушивался с самого начала ведения дел, так, с каждого проданного фунта печенья он жертвовал по 5 копеек серебром богоугодные дела.

Превосходное качество шоколада, печенья и других кондитерских изделий, техническая оснащенность фабрики, нестандартная упаковка и ее прямо скажем высокохудожественное оформление и красочная упаковка, а так же реклама выдвигают фабрику Эйнема на одно из ведущих мест в кондитерском производстве дореволюционной России.

Специалисты фабрики сумели весьма органично и тонко размещать рекламу товарищества «Эйнем» таким образом, что она, не вызывая раздражения, была очень привлекательна и свидетельствовала о незыблемости семейных и российских ценностей того периода. Даже сейчас рассматривание рекламных буклетов и этикеток приятно и способно обратить к детству любого человека. А картинки, используемые в рекламных буклетах, настолько притягательны и просты в своей форме и при этом одновременно завораживающие, что этикетки Товарищества «Эйнемъ» можно рассматривать бесконечно.

Рекламная композиция одновременно динамична и остроумна, цветовая палитра ярка и красочна. С помощью орнаментов, отделки, цветовой гаммы графических элементов продукция Эйнема создает непередаваемую притягательность своей продукции. Многие из этих рекламных плакатов, картинок и оберток от кондитерских изделий и сегодня хорошо знакомы россиянам, так что может показаться, что не прошло этих 100 лет с момента выпуска.

В начале XX века в собственности Товарищества «Эйнемъ» было две фабрики в Москве, филиалы в Симферополе и Риге и несколько магазинов в Москве и Нижнем Новгороде.

Удачные рекламные ходы Товарищества «Эйнемъ» конечно же использовали конкуренты. Кондитерские магазины России начала ХХ века пестрели печатной рекламной продукцией, а внешне магазины походили более на современные почтовые киоски.

Эйнем смог придумать то, что и в этих условиях засилия милых мордашек, зверюшек и милых барышень на конфетных и шоколадных обертках и рекламной продукции отличит его от всех. Товарищество «Эйнемъ» разработало то, чего до него не делал ещё никто — выпустило серию исторических открыток и вкладышей военной тематики. Так начался период сладкой пропаганды.

В 1914 году для привлечения внимания к новому набору шоколадных конфет было найдено крайне нестандартное решение — попытка заглянуть аж в XXIII век. Цель это решения – это возможность дополнительно усилить внимание к продукции Товарищества «Эйнемъ», заставить покупателей не просто есть конфеты, а предварительно разглядывать упаковку. Приковать потребительский интерес – вот цель рекламных деятелей того периода. Новые конфеты продавали в красиво оформленной жестяной коробке, в каждую из которых вкладывались высокохудожественно оформленные открытки с футуристическими сюжетами. Это ли не диво!

Футуристические открытки Товарищества «Эйнемъ» отражают насколько наши предшественники угадали тенденции развития современной Москвы. Так, в открытках отражены современные московские пробки, монорельсовые дороги, некоторые технологии и тенденции моды. Фабрика удачно попала в волну интереса к достижениям науки и техники, к моде на футуризм. В открытках «Эйнемъ» отражалась надежда на счастливое будущее, веяло ожиданием технических новшеств. Интерес к будущему был поистине колоссальным.

Одним из главных преимуществ Товарищества «Эйнемъ» было особое внимание к оформлению кондитерской продукции и методам ее продвижения. Фабрика первой придумала размещение логотипов на театральных программках. Был нанят композитор, который писал музыку для фабрики, а покупатели кондитерских изделий могли бесплатно получить ноты «Вальса-монпансье», «Шоколадного вальса» или «Кекс-галопа». Наборы с композициями Карла Фельдмана пользовались большим спросом, особенно накануне праздников. В дополнение к фирменной упаковке с эксклюзивными конфетами вкладывались салфетки и оригинальные щипчики для сладостей. А коробочки с кондитерскими изделиями обтягивались шелком, бархатом и кожей. Дизайн упаковки, оберток и открыток разрабатывался такими известными людьми своего времени как Врубель, Бакст, Билибин и Бенуа. Каждая покупка кондитерской продукции становилась оригинальным праздником, дарила покупателю неповторимые эмоции.

О широте маркетинговой деятельности свидетельствует данные о том, что Товарищество «Эйнемъ» для нужд открыло собственное типографическое издательство. В нем печаталась не только обертка и упаковка для конфет, но рекламная продукция Товарищества «Эйнемъ. Уже в тот период типография печатала рекламные вкладыши в кондитерские коробки, собрав несколько вкладышей, покупатель мог обменять их на открытки товарищества «Эйнемъ». Хозяйки могли выбрать привлекательно разукрашенные банки для хранения продуктов, часть из них украшались логотипом фабрики.

Не менее любопытным является ассортимент Товарищества «Эйнемъ» с точки зрения истории, а так же его подача.

Согласно историческим документам, ассортимент фабрики составляли: шоколад, карамель, конфеты, какао напитки, пастила, печенье, пряники, бисквиты, глазированные шоколадом фрукты, а также мармелад.

Продукция фабрики была приятна как коллекционерам, так и просто потребителям в первую очередь своей оригинальностью и новизной. Выходили серии коллекционных карточек – бабочки, рыбы, птицы, первобытный строй, костюм, русские художники и их картины, и многое другое. Важную роль играли названия продукции, в которых были заложены отсылы как к мировой истории, так, например, Древней Греции и к истории России.

Ассортимент был настолько разнообразен, что были охвачены все слои населения, не только дети, которые у всех ассоциируются с конфетами, хозяйки, но и любители пива для которых изготавливались пузатые соленые рыбки из муки. Так же детей очень развлекали цветные фигурки из марципана, изображавшие овощи, фрукты и зверюшек, которые некоторые использовали как елочные украшения.

Слава о фабрики «Эйнемъ» гремит через века. Как и ранее на здание построенной Эйнемом весит вывеска «Товарищество Эйнем — российские традиции качества».

После революции в 1918 г. фабрика была национализирована и переименована в «Государственную кондитерскую фабрику № 1» (бывший «Эйнемъ»). В 1922 фабрика стала именоваться «Красный Октябрь» и началось ее уже история не менее значимая уже в советской кондитерской промышленности.

В заключении, можно отметить, что роль немецкого предпринимательства считавшего Имперскую Россию своим домом в истории нашей страны крайне велика. Тенденция того времени была такова, что предприниматели охотно шли на технологическую модернизацию оборудования, искали нестандартные ходы в продвижении своей продукции и конечно же развивали свои коммерческие таланты. Талант, кропотливость и коммерческие данные Эйнема высоко оценены как его современниками, так и историками, изучавшими предпринимательский подход обрусевшего немца. А изучение историй успешного предпринимательства поможет взять на вооружения уже современно российского бизнеса те лучшие способы продвижения товара, что бы завоевать лидерство не только в кондитерской отрасли, но и других отраслях.

Никифорова Любовь

Специально для журнала

«Путеводитель Российского бизнеса»

ТПП РФ

Автор |2018-02-09T05:02:28+00:00Октябрь 5, 2017 |Нет комментариев

Оставить комментарий

error: Content is protected !!