«Русский фарфор — это бренд, а бренд надо развивать через эмоциональную привязанность»

«Русский фарфор - это бренд, а бренд надо развивать через эмоциональную привязанность»

Сегодня одной из приоритетных задач Правительства является развитие несырьевого экспорта, продвижение российских товаров под брендом «Сделано в России» на зарубежные рынки. Наряду с этим, по мнению министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, многие некогда прославленные российские и советские бренды в настоящее время модернизируют свои производства, с тем, чтобы занять конкурирующие позиции на зарубежных рынках. Так к примеру, Дятковский хрустальный завод, получившие из фонда развития промышленности льготный заем, под 5 процентов годовых — 108 млн на развитие производства. Сегодня идет активная модернизации, мастерской майолики Павлова и Шепелевой, Императорского фарфорового завода, история которого насчитывает 300 лет. А с чем ассоциируется Россия у иностранца? – с русским фарфором в том числе, и с кобальтовой сеткой сервиза Императорского фарфора. Так смогут ли сегодня российские производители фарфора вновь занять достойное место в ряду мировых лидеров, сможет ли Россия вернуть себе бренд всемирно известного русского фарфора. Какие проблемы предстоит решить отрасли, на какие наработки Кузнецовых и Корниловых стоит обратить внимание сегодняшним производителям. На эти вопросы специально для журнала «Путеводитель российского бизнеса» отвечает ведущий эксперт по русскому фарфору Любовь Никифорова.

«Фарфор – это в первую очередь наше историческое наследие, выраженное в уникальной исторической форме изделий, широко экспонируемых в крупнейших музеях мира. Предметы именно русского антикварного фарфора являются желанными экспонатами во многих частных коллекциях, а антикварный русский фарфор зачастую стоит в несколько раз выше европейских аналогов. А что высоко ценится на рынке всегда привлекательно как инвестиция.

Русский фарфор — это бренд, а бренд надо развивать через эмоциональную привязанность. А эмоциональной привязанности за много веков накоплено немало. Так уж исторически сложилось, что русский фарфор, это целый комплекс предприятий, постепенно образовавшихся начиная с XVIII века, и выпускающий фарфоровые и фаянсовые изделия разной степени сложности.

До революции фарфоровых предприятий было намного больше. Часть из них пережили века и своих основателей, другим это не удалось. Опыт и традиции передавались из поколения в поколение, и поэтому можно точно сказать, что русский фарфор — это уже состоявшееся и значимое направление мирового искусства, стоящее в одном ряду с Мейсенский, Лиможским и Севрским фарфором, а так же другими крупными европейскими производителями.

В настоящее время в нашей стране работает более десяти фарфоровых предприятий создателей настоящих шедевров, занимающих значимые места на международных выставках, к ним можно отнести бренды известные на весь мир: ИФЗ, Вербилки, Дулевский фарфор, Гжельский фарфоровый завод и другие. Большинство современных фарфоровых предприятий выросли из фарфоровых мануфактур, известных за пределами дореволюционной России: фабрика Гарднера, Товарищества М.С. Кузнецова, Императорского фарфорового завода, производства братьев Корниловых и др. И естественно, что современными предприятиями успешно заимствуются формы изделий, разработанных еще дореволюционными мастерами и полюбившимися за годы производства и, конечно же, доказавшие свою востребованность среди покупателей.

Если рассматривать современную отрасль фарфорового производства России, то можно заметить некоторые особенности потребительских предпочтений по сравнению с Европой, к которым можно отнести потребность в высококачественной посуде по умеренной цене. Россияне желают покупать качественные изделия, не переплачивая за них. В этой связи перед российскими производителями и зарубежными поставщиками встает задача создания адаптированной продукции, возможно с учетом исторических аналогов, которые в данный момент очень востребованы и узнаваемы, обладающей оптимальным соотношением цены и качества.

Экспорт продукции российских фарфоровых производств традиционно позиционируется на рынке как сувениры из России и не ассоциируется у конечного покупателя с сегментом продукции «класса люкс» без развития необходимой инфраструктуры продаж. Однако без грамотного развития продаж на международных рынках существенного роста доли экспорта фарфора не произойдет. Данное обстоятельство ставит перед фарфоровыми производителями задачи выхода на развитые рынки потребления фарфора (прежде всего это США, Япония и Франция). Требуется разработка отраслевой программы представительства российского фарфора на зарубежных рынках.

Тенденции рынка таковы, что стоимость фарфора с каждым годом растет при снижающемся производстве. Основной причиной этого является конкуренция с дешевыми китайским производителями. России необходим рост продаж фарфоровой продукции за рубежом и этому, по-моему мнению, может помочь грамотно выстроенные маркетинговые стратегии, участие в отраслевых выставках и открытие дополнительных магазинов собственных марок, как в России так и за рубежом, расширение партнерской торговли. Так же не маловажный аспект модернизация производства и улучшение качества выпускаемой продукции, поиск новых корпоративных и частных заказов на зарубежных рынках.

Не маловажно и участие государства в поддержке производства российского фарфора. Так, например, Германия для сохранения своего исторического наследия выделяет дотации Мейсенскому фарфоровому производству, а Франция — Сервскому. Для поддержания отечественных производителей фарфора необходима серьезная государственная поддержка в рамках выставочной деятельности и продаж в знаковых торговых местах. Естественно интересы фарфоровых производств остаются в среднем и высоком ценовом сегменте.

Российский фарфор имеет свое лицо, свою историю и традиции производства. Важно использование нашего наследия и опыта, таких заводов как, например, завод Братьев Корниловых, вышедших первыми на рынок Америки и Канады и успешно заключивших контракты на продажу с такой крупной мировой компанией с историей как Tiffany. Именно Братья Корниловы позволили русскому фарфору ставить клеймо Made in Russia на российских изделиях. Таким образом, грамотное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня должны быть основой развития русского фарфорового производства». 

Оставьте комментарий