Я люблю писать про то, что могу потрогать. Именно так я люблю историю. Именно это дает мне эмоции. И сегодня в руки ко мне попал кусочек истории. Занесло меня по делам на Тверскую, и я решила посетить антикварно-букинистический отдел книжного «Москва». Там, как оказалось, представлена шикарная подборка каталогов по фарфору. Но рассказать хочу маленькую историю про самый старый из тех что там есть. Это книжка 1913 года со всеми прелестями старины про коллекцию фарфора К.А. Сомова с иллюстрациями.
В ней страницы книжки отделены друг от друга специальной бумагой, а иллюстрации приклеены. Вот какую информацию выдал мне Интернет: 《Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге в 1869 году в семье хранителя коллекций Эрмитажа А.И Сомова. Был одним из основателей и активных участников объединения » Мир искусства «. Сомов известен не только как живописец — он иллюстрировал поэтические сборники русских символистов, отечественную и мировую классику.
В 1923-м уехал из России, умер в Париже в 1939-м. В январе 1914 года в журнале » Старые годы » появилась рецензия на книгу К.А. Сомова: «…Это богатое, очень художественно подобранное, частное собрание представлено здесь в изображениях интереснейших предметов иностранного и русского производства. Иллюстрации сопровождаются кратким пояснительным текстом. Книга, отлично изданная, явится несомненным вкладом в нашу скудную литературу по фарфору».》
От себя скажу что книга интересна тем, что в ней приведены фарфоровые фигурки без клейм которые атрибутированы как Гарднер, и даже фигурки Гарднера с поддельными марками, таких заводов как завод Миклашевского, и много всего того, что ценилось у дореволюционных коллекционеров фарфора. Для нас это уже антиквариат, а для них это был просто мир искусства их современников. Мне было интересно рассматривать, что ценилось в дореволюционном фарфоре в момент выпуска и из чего формировались коллекции. Кстати книга есть в отсканированном варианте на просторах Интернета. А так же все еще продается на Тверской за скромные 20 тысяч рублей. Но это уже скорее не для коллекционеров русского фарфора, а для букинистов.
Продолжение следует…