Революция в фарфоре

Революция в фарфоре

Так получилось, что 100-летие революции подразумевает обращение к историческим темам напрямую с нею связанным. Конечно, значимой в рамках революции, ее первых шагов в агитации является тема агитационно-массового искусства первых лет Октября. 

Агитационно-массовое искусство это особое искусство, в настоящее время сильно востребованное коллекционерами и инвесторами, в связи с ростом интереса к революционной тематике, а так же в связи со стоимостью вещей, которая исчисляется обычно в десятках тысяч долларов. 
За эти годы советский агитационный фарфор стал поистине явлением мировой культуры. Так же как изделия Фаберже, агитационный фарфор это визитная карточка российского искусства на мировых аукционах. 
В соответствии с планом революционного руководства символы новой власти было необходимо размещать повсюду. Даже посуда должна была нести в себе рассказ о свершениях революции.  

Советский агитационный фарфор содержит в себе вещи и предметы, рассказывающие историю первых двух десятилетий советской власти. Агитационный фарфор остро реагировал на изменения в стране, искусство возникло в бурные годы перемен и, так сказать, агитационный фарфор в своей тематике оперативно отражал на перемены в общественной жизни. 
Государственный фарфоровый завод (бывший Императорский, всегда по сути являвшимся придворным для любой власти) смог найти те новые пути в искусстве, а так же развить новые виды живописи которые вошли в историю под названием «пролетарского стиля». 
Начиная с 1917 года, с агитационной целью выполнялось большое количество тарелок и других изделий с лозунгами или эмблемами советской власти. Утилитарно-декоративные предметы получали лозунги, соответствующие времени, среди известных произведений: Чехонин «Кто не с нами, тот против нас» 1919, Щекотихина-Потоцкая «Всем кто сердцем молод в руки книгу, серп и молот» 1921, Адамович «Кто не работает, тот не ест» 1922 и др. 
В первые годы развития агитационной работы с фарфором власть не уточняла, какие именно рисунки ждет она вокруг лозунгов, поэтому художники декорировали изделия росписью начиная от цветочной тематики до стилей кубофутуризма или супрематизма. 
Если обратится к истории возникновения советского агитационного фарфора, а именно к периоду 1920-30 годов, то можно видеть зарождение феномена культуры, не имеющего аналогов в мировом искусстве. В начальный период предполагалась наладить его массовое производство, сделать доступным его для широких масс населения. Практически сразу, с 1917 года комиссариат по делам искусств в Петрограде тревожил тот факт, что произведения агитационного фарфора оседали у коллекционеров, не доходя до широких общественных масс, тем самым не выполняя свою изначально заложенную миссию. В.И. Ленин и его соратники предполагали, что со временем, фарфор станет доступным рабочим и крестьянам, а у трудящихся разовьется вкус к изящной обстановке и агитационный фарфор появится на полках их жилищ. 
Как показала жизнь, агитационный фарфор выпускался в столь не больших количествах, что предполагал скорее его экспонирование на международных выставках в Париже, Берлине, Риге, Лондоне, Стокгольме и других местах позволявших советской власти показывать отражение революции в фарфоре за пределами страны и его последующую продажу на аукционах. 
В СССР того периода агитационный фарфор можно было найти разве что в магазинах Москвы и Петрограда. Агитфарфор того периода это белая посуда на которой горят изображения серпа и молота, красные звезды, а сказочные цветы переплетаются в аббревиатуру РСФСР, где матросы и красногвардейцы, революционеры обещают обратить весь мир в цветущий сад. 
Преимущества и коллекционная ценность этого фарфора была хорошо понятна уже современникам, в результате чего капиталисты на перебой повышали ставки на торгах за рубежом. Так фарфор превратился в статью доходов нового государства, а за рубеж его отправляли в составе других товаров кораблями. 
Особенно у коллекционеров спросом пользовались изделия ГФЗ-ЛФЗ, где работали именинные художники такие как Чехонин, Адамович, Данько, Щекотихина-Потоцкая и др. Но не только ГФЗ, но и Дулевская фабрика отправляла свою продукцию в Европу и Америку, а некоторые другие фабрики и в азиатские страны. 
Интерес к агитационному фарфору был высок на протяжении не только 1920-х годов, но и перешел в 1930-е. Так именно сам В.И. Ленин, понимая перспективность этого вида искусства для государства, в 1921 году предложил придать производству исключительно экспортный характер с целью реализации товаров внешнеторговыми организациями. Так, например, благодаря организации «Аркос», торговые агентства которой находились в Лондоне и Париже, советский агитационный фарфор оказался в зарубежных коллекциях. 
По мере развития исторических событий и модернизации страны менялись и тематики агитационного фарфора. Так, политические изменения сказались и на выборе художников, участвующих в его изготовлении. Например, С.В. Чехонин, являвшийся художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде-Ленинграде (1918- 23 и 1925-27), из соратника революции постепенно превратился в идеолога капитализма в чуждого пролетариату. 
Многие значимые коллекции агитационного фарфора в связи с уходом их создателей постоянно перестали существовать, некоторые из них были выкуплены музеями или подарены им. В настоящее время собрания агитационного фарфора можно посмотреть в Государственном музее керамики в Кусково, в Третьяковской Галерее, в Государственном музее-заповеднике «Петергоф». В целом коллекционеров агитационного фарфора в России в настоящее время можно очертить достаточно узким кругом, хотя интерес к нему меняется как и всегда в сторону повышения. Основная проблема, существующая на рынке антиквариата, это высокая степень присутствия подделок, которые появились практически сразу и так же проблемы атрибуции фарфора. Поскольку в период перестройки страны считалось в порядке вещей использовать старые заготовки еще императорской России, то наиболее надежными из клейм являются двойные. Так, например, на посуде может стоять марка Н-II, а реже А-II и А-III под короной в сочетании с годовыми клеймами революции, такими как серп и молот с частью шестерни. Таким образом, иногда на изделии присутствует несколько марок с различными датировками, нанесенными различными способами и цветами, с различными начертаниями, которые можно определить по времени изготовления по каталогам. Умение разобраться в сложном сочетании марок, рисунков, меток, знаков и иногда подписей залог успешной атрибуции агитационного фарфора. А любому коллекционеру следует изучить ставшие классическими произведения таких известнейших представителей советского агитационного фарфора, художников ГФЗ-ЛФЗ: Чехонина, Адамовича, Кобылецкой, Щекотихиной-Потоцкой, Данько, Вильде, стоимость произведений которых в связи с раритетностью выше их самой художественной ценности. Конечно агитационный фарфор это не только ГФЗ-ЛФЗ, но и другие фабрики, которые все же существенно уступают по художественной составляющей. 
Таким образом, большевистский фарфор стал новым течением, не имеющим ничего общего с тем, что происходило в истории и фарфора ранее. Агитационный фарфор отразил в себе всю историю русского народа, период изменения власти, устремлений и конечно трагической ломки судеб. 

Любовь Никифорова 
специально для ПРБ

Автор |2018-02-12T20:49:55+00:00Ноябрь 18, 2017 |Нет комментариев

Оставить комментарий

error: Content is protected !!