Модерн и его влияние на фарфоровые изделия М.С. Кузнецова

Формы и декоры изделий М.С. Кузнецова менялись согласно моде и вкусам потребителей того времени. Сложные взаимодействия стилей и различных течений характеризовали декор фарфора.

Наверно более пестрого ассортимента, чем ассортимент Товарищества не существовало. Производство и художественный замысел изделий приходилось подстраивать под крестьянские, трактирные, мещанские, купеческие и буржуазные предпочтения. Спектр предложений был огромен, и фарфор был обязан вписаться в любую среду, соответствовать запросам и вкусовым пристрастиям.

В домашней культе фарфор занимал одно из центральных мест, становился символом важных событий. Эстетические пристрастия различных социальных групп стремились к новому, к необычному.

Стилистике нового лучше всего соответствовал модерн, воцарившийся в конце XIX века – начале ХХ века. Символические акценты стилистики модерна естественно нашли свое отражение и в фарфоре М.С. Кузнецова.

Промышленный бум конца XIX века, охвативший все сферы деятельности, повлиял и на художественную составляющую творчества.  Специфика массового производства требовала выработки нового отношения и производству фарфора. Рукотворный декор требовалось заменить новой формой массового изделия, максимально приближенного к пониманию эстетики. Это новое эстетическое осмысление смог дать стиль модерн, он позволил реализовать самые сложные декоративные идеи.

В краткий период модерна стилевые особенности его оказались столь явны и узнаваемы, что позволили создать совершено новое отношение к промышленному продукту. Фарфоровые фабриканты желали делать технически совершенные изделия с максимальным эстетическим содержанием. Новый стиль отказался от опыта эклектики. В модерне эстетизировалась сама форма. Этому в первую очередь способствовали особенности производства фарфоровых изделий.

Техническое совершенство фарфора времен модерна так и осталось непревзойденным. Эстетическую составляющую фарфорового предмета несли белизна самого фарфора, тонкость и просвечиваемость. Пластическая податливость фарфора как материала отвечала приоритетам стиля модерн и была основанием новой эстетики того времени.

Модерн требовал стихийного начала, внутренней динамики, меняя до неузнаваемости формы фарфоровых предметов. Уже не имело смысл уделять внимание классическому членению формы на тулово, ножку, горлышко. Формы струились к низу, создавая по естественному выражению текучести новую форму, сохраняя при этом целостность объема. Динамика модерна выходила на поверхность меняющимися рельефами. Линии модерна упорядочивались согласно природным формам, а фарфоровые изделия приобретали образы цветков, раскрывающихся бутонов, стволов деревьев, извивались как трава, переплетаясь друг с другом. В соответствии с ними приводились и движения рук, тел и волн распущенных волос красавиц.  

В массовом производстве фарфора периода модерна сосуществовали два вида решений. Первый, когда функционал подчинялся декору, а природные мотивы лежали в основе формы предмета. Второй, это оформление стандартной формы растительным рельефом. И оба эти направления можно встретить в продукции предприятий М.С. Кузнецова.

Искусство модерна духовно и эмоционально окрашено. Так поэзия получила трактовку и визуальное выражение в фарфоре модерна. Образы модерна, получившие воплощение в фарфоре, отражали разницу во вкусах, используя вариации рассматриваемого стиля.

Модерн сильно повлиял и на декор. Так, ручной росписи были характерны тонкие линии колористического письма, тогда как продукции более простой вариации были свойственны градации цвета, придаваемые аэрографом.

Новыми совершенными деколями старались достичь художественного эффекта ручной росписи. Первое время Товарищество М.С. Кузнецова заказывала деколи у известных европейских предприятий: «К. Шпан», «Вольфрум и Гауптман», «Северин Зейденман», «Нистер» и других. Поняв всю выгодность собственного производства деколей, Товарищество смогло наладить его в Дулево. Использование деколей позволило предприятиям Товарищества быстро и качественно выполнять фарфоровые изделия.

Кузнецовскому фарфору удалось завоевать даже буржуазные слои общества. Мотивами деколей в этом случае становились цветы и тематические композиции. Деколи оживлялись вручную рельефной пастой, позолотой, а иногда помещались в фон нисходящего крытья. Это позволяло достичь некой трепетности и художественной завершенности декора.

Деколь хоть и наносилась механически, все же испытывала на себе художественный вкус мастера, желавшего проявить художественное чутье и усилить эффект за счет дополнительного декора, способного гармонировать с эстетической составляющей фарфорового изделия периода модерн.

Уровень возможностей применения различных декоров постоянно увеличивался, в основном за счет широкого разнообразия средств технического воплощения.

Модерн не стал приоритетным стилем. Он претерпевал постоянные изменения, опускаясь из сферы авторского творчества в массовое производство. После модерн оброс штампами, частично теряя свои стилистические особенности и яркую выраженность. Формы огрублялись, теряя основную смысловую нагрузку, уже не неся собою тонкое изящество и душевный трепет.

Поздний модерн принес в фарфоровое производство намеренное упрощение и лаконичность формы, тяготея к геометризации мотивов.

Перерождение модерна в арт-деко, которое началось в начале ХХ века, требовало уже равного сочетания технологических, технических и художественных решений, поиска новой стилистики.

Все эти тенденции были присущи как фарфору, так и фаянсу. Однако особенности материала по-разному позволяли трактовать новые идеи времени. Фарфор модерна носил натуралистический характер, тогда как фаянс стремился к обобщению, уводя от конкретики. Что в последствие и повлияло на продолжительность сохранности ассортимента фаянса вплоть до середины ХХ века.

Кузнецовская продукция всегда социальна точна, соотнесена с конкретным временным периодом, с веяниями рынка и моды. Она характеризует масштабный подход к ассортиментной политике фарфорового производства. А сам кузнецовский фарфор интересен еще и тем, что имеет две группы: одну включающую уникальные образцы с исполнительским мастерством живописцев и вторую — массовую продукцию многомиллионных тиражей. 

Несмотря на краткосрочность периода модерна, он успел войти во все сферы жизни, в том числе в фарфор. Модерн в фарфоре не просто период – это отражение стиля жизни, мышления общества в искусстве. До сих пор фарфоровые предметы, выполненные в стиле модерн, любимы коллекционерами антиквариата, и быстро находят своего покупателя. 

Оставьте комментарий