«Марки фарфора, фаянса, майолики» – еще одна книга в моей коллекции, которую мне удалось прикупить в прошлом месяце за 320 рублей в магазинчике музея на Делегатской дом 3.
Как обозначено в начале издания – цель его, дать любителям и коллекционерам фарфора пособие для изучения, как старинных предметов, так и современной близкой к нам эпохи. В книге отмечено, что печатается она в основном по изданию И. Троцкого и Ф. Фогта. Издание, о котором упоминается в книге, было выпущено в 1919 г. в Петрограде под названием «Марки фарфора, фаянса и майолики, русские и иностранные». Про него я еще расскажу отдельно.
Еще Троцким и Фогтом все марки в книге были разделены на пять категорий:
1) марки буквенные, расположенные по порядку латинского алфавита от A до Z;
2) марки цифровые от 1 до 9;
3) марки символические;
4) марки русских и польских заводов;
5) марки китайские и японские.
В конце книги для удобства пользования дан алфавитный указатель.
Как отмечают составители издания, в расположении материала ими был взят за пример французский способ расположения марок в алфавитном порядке, тогда как большинство немецких изданий предпочитают излагать марки по национальным отделам.
Скажу от себя, более краткого изложения информации по маркам и клеймам я не встречала. Так, к некоторым маркам в книге добавлен только город и приблизительный период выпуска. Использование этого издания и полученная в нем информация в любом случае отошлет нас для дальнейших поисков в другие источники.
В книге 210 страниц заполненных марками и клеймами, не только в виде общепризнанных буквенных обозначений, но и что для меня удивительно приведен целый раздел марок названных символическими. Определить которые неподготовленному человеку достаточно сложно, потому что не все могут вспомнить, датировать и связать уточку с фаянсами Уарона, петушка с Амстердамом и рыбку с Нуайоном, Кантон Во, что в Швейцарии.
14 страниц книги посвящено русским и польским маркам. Для любителя русского дореволюционного фарфора это практически ноль.
Раздел «марки китайские и японские» кроме прочего иероглифического, тоже расширил мои знания счет описания существующих марок-эмблем — буддистских рыб, улиток и зайчиков.
Марочники фарфора и фаянса в большинстве своем не могут вместить все число упоминаемых марок и клейм, по этой причине в них включаются наиболее типичные представители марок производителей.
Все таки, эту книгу я считаю полезной, в том плане, что когда попадается что-то иностранное интересное и редкое, типа марки с инициалами или монограммой, в нее можно заглянуть и попытаться по ней определить направления дальнейшего поиска.