Кто такой Б. Гарднер?

Сегодня удалось подержать в руках интересную фарфоровую вещицу. Фарфор старинный, придраться к тому, что это не русский дореволюционный фарфор тоже не получилось, клеймо на вид не похоже на новодельное. Покупать я все же ее не стала, поскольку редкие клейма я не коллекционирую, да и предмет был с дефектом. Покрутила я вещицу в руках минут 10, со всех сторон пощупала, сфотографировала клеймо, и с мыслью посмотрю дома, забыла об этом вопросе. 

Каково было мое удивление, когда все имеющиеся у меня каталоги и Интернет не дали никакого ответа ни по поводу марки, ни по датировке.

Во всех справочниках и марочниках указано только одно фарфоровое производство под именем Гарднеръ. Всем нам оно хорошо известно.

В книжке Ирины Красильниковой, откуда я взяла материалы для заметки, приведены владельцы фабрики за период ее существования с 1766 по 1918 годы:

Франц Яковлевич Гарднер

Франц Францевич Гарднер

Сара Александровна Гарднер, позднее Гарднер-Граф

Братья Гарднер: Петр, Николай, Александр Францевичи

Петр Францевич Гарднер

Акционерное общество «Компания Гарднеровского фарфоро-фаянсового завода»

Павел Петрович Гарднер

Елизавета Николаевна Гарднер

Товарищество М.С. Кузнецова

Единственное за что можно зацепиться в списке владельцев — это братья.

И тут вопрос. Кроме надписи на клейме есть орел. А имели ли право братья Гарднер ставить орла в тот период, когда они управляли производством?

Что до самих братьев, история про их деятельность тоже интересная.

После смерти сына основателя фабрики Франца Францевича Гарднера все хозяйство в Вербилках перешло его жене Саре Александровне. В семье было 4 четверо сыновей. Франц родился близнецом с Екатериной и умер молодым, около 20 лет.

Александр в 1806 году вступил в управление предприятием, за три года до своего совершеннолетия. Александр жил в Вербилках и занимался производственными вопросами. Вскоре по фабрике ему начал помогать брат Петр.

Петр имел отношение скорее к торговле фарфором. Он ездил по ярмаркам, известно, что в 1820 году решал дела на Макарьевской ярмарке. В тот же период вел переговоры с Министерством финансов по фабричным вопросам. Петр Францевич не только числился фабрикантом, но и был им по факту. Но весной 1821 года он вышел из купеческой гильдии и поступил на службу в сенат простым копиистом. При этом не оставляя службы, во время отпусков отъезжал по делам фабрики на Нижегородскую ярмарку, посещал различные губернии по делам торговли фарфором.

Николай в молодом возрасте поступил на военную службу, которой посвятил более шести лет. Закончив службу в чине подпоручика, получил 1826 году дворянский титул, поскольку полученный военный чин давал в то время такое право. После выхода в отставку поселился в Вербилках. Николай был человеком образованным, знал четыре языка, имел обширную библиотеку. Николай скончался в 1846 году.

В тот период на фарфоровых изделиях фабрики вместо марки «Gardner», что была во время правления Сары Гарднер-Граф, уже реже стали ставить латинскую «G». Вернулись к марке, рекомендованной Мануфактур-коллегией – вытесненному или напечатанному изображению Георгия Победоносца. Под этим гербом, или даже без него, стали писать по-русски «Ф.Б. Гарднер», то есть фабрика братьев Гарднер. По марочнику Дулькиной, марки с различными вариациями указаний на фабрику именно братьев Гарднер ставились с 1830 по 1870 годы.

В первое время изделиям Гарднера была присуща некоторая тяжеловестность, отсутствие достаточной белизны, так же присутствовали дефекты производства. Поверхность изделия могла иметь мушки, подтеки поливы и прочие неровности. Только после 1780 года фарфор Гарднера стал без ощутимых дефектов, тонкостенный и с удовлетворительной белизной. И становился все лучше и лучше.

Фаянс фабрики Гарднера тоже заслуживал высокие оценки, как у покупателей того времени, так и у специалистов по фарфору. На Московской мануфактурной выставке 1853 года заслуги фабрики Гарднера были высоко оценены. По итогам выставки фабрика награждена знаком Государственного герба, а в 1854 году Александр II предоставил фабрике право ставить на посуду изображение императорского двуглавого орла. До этого периода с 1785 года Ф.Я. Гарднер имел право ставить на изделия только Герб города Москвы.

Гарднеры постоянно расширяли ассортимент продукции. Так из опака стали делать нарядные чайные сервизы, которые по красоте и декору не уступали фарфоровым. Стоимость сервиза на 24 персоны из опака была от 25 до 84 рублей.

После право использовать на своих фарфоровых изделиях изображение Государственного герба Российской Империи подтверждалось в 1865, 1872, 1882, 1896 годах. С 1856 фабрика Гарднера получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Что можно отметить в заключении, так это то, что сравнивая несколько источников, постоянно замечаешь несоответствие данных и во владельцах и в периодах.

Как отмечено у Дулькиной в предисловии ее описания клейм и марок Гарднера, установить точные периоды использования разнообразных марок сложно и эта задача исследователями не всегда решается.

Так что, уважаемые читатели, делаете собственные выводы. А когда сделаете, напишите мне их в комментариях. Очень уж интересно, что по поводу этого клейма считаете Вы.

Оставьте комментарий