Искусство датировки антиквариата

Старинные предметы привлекательны. Иногда мы сами начинаем коллекционировать антиквариат, понимая его красоту, а иногда нам оставляют в наследство предметы, которые часто очень любопытны. Новому владельцу хочется понять: безделушка это или предмет антиквариата. В любом случае становиться важно определить его стоимость и принадлежность. Важно и для того, кто хочет купить и для того, кто хочет продать.

Существуют ключи, дающие понимание места и времени создания предмета. Не всегда они столь очевидны, но все же с их помощью можно постараться сделать первые выводы.

Для начала можно взглянуть на материал, из которого изготовлен предмет, попытаться отметить главную историческую деталь. Технический прогресс за последние два века сделал доступными много новых материалов и технологий, элементарные знания о материале могут пролить свет на датировку предмета.

Форма и внешний вид предмета помогут определить веяния моды в момент его изготовления. Мода оказывала влияние и на все, включая промышленное производство. Вкусы менялись, а за ним менялась форма — от чрезмерной декоративности к более строгим, аскетичным вариантам. Эта схема, все же, осложняется процессом возрождения некоторых стилей в искусстве, а иногда и подражания им.

Украшения и орнамент на предмете могут подсказать нам его датировку. Исторические стили узнаваемы, а мотивы декора могут в некоторых случаях позволить определить период производства с точностью до десяти лет.  Ремесленники и мастера любили возрождать стили других эпох, но привнося в них свежие элементы и новые прочтения. В результате наряду с сочетанием элементов, необходимо учитывать и технологии, марки или клейма, и другие важные факторы.

Возраст предмета легче определить, если знать какие признаки необходимо искать. Так в керамике, именно декор является первейшим указателем его происхождения. Например, на предметах завода Попова не может быть деколи. В период существования завода она была столь дорога, что не использовалась в России. Массово деколь стали применять в конце XIX века, когда завод Попова был уже закрыт. А первым, кто начал ее использовать на своей продукции стал завод братьев Корниловых. По этой причине, ориентироваться только на клеймо или марку не стоит. Оно может вводить в заблуждение, а само изделие с деколью завода Попова будет являться подделкой вне зависимости от периода производства.

Печать на фарфоре в Европе появилась еще в 1760-е годы и долгое время была монохромной. Следовательно, печатный полихромный рисунок на фарфоре или фаянсе указывает на начало ХХ века и никак не раньше.

Роспись на фарфоре может соответствовать определенному стилю, но не всегда это означает что предмет принадлежит к этому времени. Но это означает, то что предмет не может датироваться более ранним периодом чем тот период, когда был создан этот стиль.

Так же для датировки предмета не менее важно понимание материала и технологии создания предмета. Например, у того же Попова на ободе дна чашек не может быть глазури, эта противоречит технологии того времени, которая появилась уже позже закрытия этого завода. В массе изделия старинного фарфора обязательно присутствуют вкрапления и точки, говорящие о возрасте предмета. Они очень хорошо видны если взять предмет в руки и изучить его обод. Иногда бывает, что на поддельном фарфоре его пытаются имитировать, сделав загрязнения.

Поэтому обязательно смотреть на сочетания тела, декора и клейма предмета. А иногда только сопоставив предмет с другим оригинальным изделием по глазури и маркировке можно привести идентификацию.

Так клеймо в тесте с меньшей вероятностью, чем надглазурная марка, может быть поддельным. Но все же никогда нельзя утверждать, что это защита от подделки. Умельцев много. Некоторые изготавливают новоделы по старинным формам, копируют декор. Но чаще всего берут старинную посуду и просто ставят сверху надглазурные марки. Такое проделывают со старинной немаркированной посудой, иногда европейской, ставя на нее красную марку Гарднера.  

Уже в XIX веке русский фарфор крупных фабрик имел вполне отчетливое клеймение. Однако коллекционерам не стоит доверять только маркам и клеймам – они не всегда соответствуют реальности. А на предметах дорогих редких серий вероятность встретить подделку выше чем на изделиях массовых выпусков. Современные технологии позволяют создавать очень точные подделки различных видов керамики.

Чем больше информации на клейме, тем больше вероятность что предмет сделан в конце XIX начале ХХ века. Очень часто начинающих коллекционеров вводят в заблуждение года, стоящие рядом с марками. На русском дореволюционном фарфоре они встречаются, но очень редко. Например, на марке завода Мальцова присутствует годовое обозначение. Но, в большинстве случаев, такое обозначение стало использоваться скорее на современных изделиях как дань традициям. На клеймах многих фабрик, образованных в дореволюционной России, теперь модно ставить год (фабрика Вербилки, фабрики Кузнецова).

Не менее важно обратить внимание на состояние сохранности и проверить предмет на реставрации. Отреставрированная посуда не пригодна к использованию и может служить лишь украшением интерьера.

Если человек планирует заниматься коллекционированием, ему в любом случае придется изучить основные вопросы атрибуции антикварных предметов, которые я частично затронула выше. В этом помогают книги-каталоги, походы по музеям и выставкам, лекции, а также общение с опытными коллекционерами, желающими делится своими знаниями.  Искусство датировки антиквариата

 

Оставьте комментарий