Товарищество М.С. Кузнецова отличалось особой любовью к богоугодным делам. Кроме прочей деятельности, оно платило стипендии учащимся Строгановского училища и школы Общества поощрения художников.
В книге Ирины Красильниковой, про которую я уже рассказывала, приведены интересные данные и фотографии по конкурсу, проведенному в 1900 году. В журнале «Искусство и художественная промышленность» был объявлен конкурс «по гончарному делу» на майоликовые горшок для цветов и декоративную вазу.
Организуя такие конкурсы, Товарищество М.С. Кузнецова в итоге получало качественные образцы для тиражирования новой продукции, а рисунки, за которые они премировали, товарищество оставляло себе.
В том же журнале был объявлен конкурс Строгановского училища на выполнение изделий в русском стиле. Было назначено три премии: 200, 100 и 50 рублей. Первую премию получил ученый рисовальщик В.П. Трофимов, вторую – ученик барона Штиглица в Петербурге В. Холостенко.
Этими конкурсами Кузнецовы показывали, что готовы к новым формам сотрудничества, к новому взгляду на свою продукцию. Они прибегали к помощи выдающихся художников, не вводя их в штат своего предприятия, но при этом получая права на образцы и декоры разработанных изделий.
Жесткие условия работы на фабриках и серьезное отношение к своей деятельности М.С. Кузнецова не всегда давало возможность наладить качественное общение с художниками. Доходило и до конфликтов. Например, знаменитый художник Михаил Александрович Врубель создал декоративную вазу по мотивам «Садко». Кузнецов выкупив ее эскиз, начал ее тиражировать без согласования и на других формах своих изделий. После выраженного протеста Врубелем, ему указали на дверь. Врубель воспринял это болезненно.
Чуть не дошло до дуэли и по другому вопросу. Матвей Сидорович также приказал растиражировать эскизы Валентины Семеновны Серовой, нарушив договор. Валентин Александрович Серов, автор «Девочки с персиками», решил вступиться за интересы своей матери и Врубеля, вызвав Кузнецова на дуэль. В итоге Матвею Сидоровичу пришлось извиниться, поскольку он узнал, что Валентин Серов слов на ветер не бросает, и при этом еще и является великолепным стрелком. После этих случаев М.С. Кузнецов не хотел иметь дело с богемными художниками.
М.С. Кузнецов, привыкший к патриархальным методам работы, мог и дальше обходиться тем, что, не считая конкурсов, выдавали его мастерицы и немногочисленные штатные художники. Не прочь Товарищество было заимствовать западные и восточные образцы.