6 февраля в Музее Москвы открылась выставка «Шкафы Москвы». Продлиться она до 25 марта. Мне удалось посетить ее в это воскресенье и составить свое впечатление.
Выставка эта создана на основе интерьерных предметов, находящихся в собрании Музея Москвы, представленных в окружении вещей из коллекции Дмитрия Цветкова и Крокин Галереи. В ней современный художник показывает свое восприятие старинных предметов, как бы пытаясь найти новый способ трактовки. Вольный взгляд художника и вымысел дает новое отношение к происходящему.
Это сочетание исторического наследия и современного толкования декоративно-прикладного искусства в одежде. Искусство живет в шкафу. А выставка демонстрирует то, как можно воспринять диалог вещи и шкафа в контексте истории и современности. Шкаф представлен как целый отдельный мир. Он как бы вывернут наоборот.
Как отражено в описание выставки, это выставка предметов для хранения искусства. Искусство — это еще и диалог с вещью. Диалог с отношением к ней, с восприятием ее целиком и в контексте окружения. Здесь вещи окружают шкафы, в которых и должны храниться вещи. Тут мы можем рассмотреть различные шкафы, российские и европейские, – каждый из которых иллюстрирует свой культурный слой и свою эпоху. В каждом шкафу сохранено, то чем люди жили в этот временной отрезок. По его размеру и стилю можно понять, что происходило, что считалось красотой.
В различные эпохи, в зависимости от веяний моды, для изготовления шкафов применялись различные виды дерева и способы декора. На рубеже XIX-XX века зарождается стремление создания нового направления, способного подобно классицизму объединить все виды искусства. Источником вдохновения для создателей стиля модерн послужили естественные природные формы. Орнамент модерна хорошо согласуется с формой и функциональным назначением вещи. Развитие промышленности в этот период помогло тиражировать уникальные находки интерьерного искусства. Что в массе своей мы и можем увидеть среди предметов, представленных на выставке. Основу же экспозиции представляют шкафы, буфеты, серванты, горки конца XIX первой половины XX веков.
Шкафы пришли на смену универсальным русским сундукам, которые не вышли из обращения, а просто перекочевали в кладовки, чуланы и комнаты прислуги. Кстати пара таких сундуков тоже представлена на выставке.
В зале, где расположены экспонаты много места, пространства. Предметы размещены так, что не перекрывают собой друг друга. А выглядит это скорее не как выставка, а как показ мод. Кажется, что эта одежда вот-вот начнет двигаться или как бы наступать на тебя. А может манекены в шинелях начнут маршировать или идти строем. Шинели и их эпатажная яркость поражают буйством красок. Явно перетягивая весь акцент на себя. А сверхдекорированность одежды заставляет воспринимать выставку как праздник. На фоне старомодного интерьера из шкафов в такой трактовке это смотрится как карнавал с милитаристскими основами. Представленные шинели, костюмы и униформа разукрашены эмблемами, знаками и иным декором. То, что представлено – вещи, созданные Дмитрием Цветковым в 2014-2018 годах.
Проходя по выставочному залу отмечаешь, что старые предметы размещены тематически, одежда и другие вещи шкафов хорошо доступны к осмотру. Отмечу, что самих шкафов не так уж и много, как можно было бы, наверное, выставить в таком огромном пространстве.
Из интересного, можно отметить небольшой островок вокруг стола, организованный из нескольких денежных костюмов «От купюр» из коллекции Крокен Галереи. Он размещен в центре всей выставочной экспозиции. Они сделаны из настоящих денег. Вот где стоимость костюма можно назвать точно, сложив все бумажные денежки, что ушли на его изготовление. Вблизи все это смотрится весело. Костюм на миллион долларов, разве не мечта…
Обойти пространство выставки можно достаточно быстро. Посетителей «Шкафов Москвы» в воскресенье было не много, ни что не мешало неторопливому и осмысленному осмотру тех, кто пришел приобщиться к сочетанию старины и предметов современного рукоделия.
Как можно заметить по этой и по другим выставкам, Музей Москвы старается показать своим посетителям содержимое своих запасников и вместе с тем создать новое восприятие предмета через способ его оформления.
Что же до оценки самой выставки, то, наверное, она рассчитана не сколько на любителей старины, сколько на тех, кто любит искать новые смыслы и значения.