В 1881 году на заводе братьев Корниловых в Санкт-Петербурге была освоена хромолитография. Завод был одним из передовых фарфоровых предприятий того времени, и хромолитография появилась впервые именно у них. Братья Корниловы смогли совместить оригинальность, нестандартность замысла, сюжетную занимательность и декоративную выразительность с массовостью выпуска фарфора.
Для украшения изделий с помощью хромолитографии были приобретены композиции модных художников того времени. Так на фарфоре братьев Корниловых появились работы Елизаветы Беем, Николая Каразина и Ивана Билибина.
К этому времени на заводе братьев Корниловых был существенно обновлен ассортимент форм, разработка которых повлекла и замену орнаментальных декоров. Приглашенные художники разработали серию сюжетных композиций на ансамбли многих изделий братьев Корниловых.
Национальное своеобразие облика фарфора вот, что в тот период стало свойственно корниловским изделиям. Русский стиль, изящество изделий, оригинальность декора, принадлежавшего великим художникам, быстро нашло своих почитателей. А удешевление способов производства без потери качества, в сочетании с высокой художественной составляющей, послужило быстрому распространению изделий завода братьев Корниловых в массы.
Часто хромолитография применялась в декорировании сувенирной продукции. В особенности много ее на заказных юбилейных кружках, тарелках с портретами писателей и видных деятелей того времени, на изделиях с памятными надписями и эмблемами. К этой сувенирной продукции близки рекламные заказы различных фирм, выпущенные заводом братьев Корниловых: лотки, пепельницы и многое другое. Для коллекционеров несомненна ценность этих вроде бы банальных предметов, иллюстрирующих исторические особенности и события из жизни дореволюционной России.
С 1886 года завод братьев Корниловых стал экспортировать фарфор в США и Канаду. Основными посредниками в продаже фарфора стали три крупные фирмы: «Тиффани», «Билли, Бенкс и Бидл» и «Шриф, Крамп и Лау». Название фирмы помещалось на обороте изделий в сочетании с экспортными марками завода. Марки тоже делались с учетом национального колорита. На успех корниловского фарфора в тот период кроме качества существенно повлияла оригинальность оформления.
С 1880-х годов завод стал изготовлять изделия с декором из жанровых сцен русского крестьянства. В технике хромолитографии на фарфоре размещали рисунки популярного Николая Каразина. Его произведения особенно полюбились за безыскусную простоту и житейскую достоверность. Эти изделия имели на обороте факсимильную надпись Н.Н. Каразин и подпись, запрещающую повторение рисунков другими производителями. Это кстати первый случай защиты авторских прав в производстве фарфоровых изделий.
Про продукцию с декором в русском стиле завода братьев Корниловых можно написать много. Она разнообразна, красива и интересна, но самое главное, что характеризует эти предметы на антикварном рынке – это их повышенная востребованность у коллекционеров, готовых платить десятки тысяч рублей за фарфор с декором, выполненным способом хромолитографии. Эти изделия гордость многих частных и музейных коллекций. А те, кто, как и я, держал их в руках экземпляры фарфора братьев Корниловых, обязательно отмечают их качество, на много лет опередившее свое время. Это фарфор, в который имеет смысл инвестировать.