Усадьба Люблино. Часть 2: Вечер у дореволюционного камина

Сегодня я размечталась… и после ужина подумала о том, что в такую погоду самое приятное это не прогулка собакой, а скорее тихий вечер у камина…

И решила еще раз вспомнить о посещении усадьбы Люблино и продолжить мой рассказ, о впечатлениях от выставки «У камелька. Вечер в усадьбе».

Выставка, по замыслу организаторов, посвящена культуре и быту подмосковной усадьбы. Более 300 предметов, представленных на третьем этаже Дворца Дурасова в Люблино, иллюстрируют такую важную для зимы тему, как оформление отопительных устройств.

Камин, или по-русски камелек, и его оформление тоже имеет свою специфику, навеянную эстетикой нашего дореволюционного прошлого. Камин — это всегда образ чего-то теплого, уютного. Образ этот связан с домашним очагом, с местом, которое объединяет всю семью, символизирует жизнь и домашний уют.

Если заглянуть в историю, в картинки прошлого, то можно увидеть, как у камелька вечерами собирались дворянские семьи, музицировали, вели беседы, читали вслух литературные произведения, а после обсуждали их.

Камин в России вошел в употребление только в Эпоху Петра I. Камины у нас приживались с трудом, несмотря на то, что по всей Европе к концу XVII полностью сформировалась каминная культура и представления о каминном гарнитуре. К таким гарнитурам относились предметы, созданные и украшенные в едином стиле: часы в бронзовом корпусе, вазы, канделябры, каминные преграды и барьеры, подставки для дров, каминные экраны и многое другое.

Камин со временем стал центром интерьера, определяющим основное убранство и декор богатого дома. Обогреть помещение в лютую русскую зиму камин, конечно, не мог, поэтому ему предпочитали традиционные печи. Камин же смог прижиться в кабинете хозяина, сделавшись символом вечернего времяпрепровождения. Камин стал олицетворением интеллектуальной части жизни усадьбы.

Проходя залы выставки, можно понять весь интерес русского общества к проблемам красоты, комфорта и необходимости отопления своих домов и усадеб. А в это февральский вечер еще и на себе прочувствовать всю его актуальность.

На выставке представлены очень интересные и красочные предметы – всех просто не описать. Выставка мне понравилась именно своей разносторонностью, и тем, что дает не просто представление об отдельных предметах, а об атмосфере, интересах, привычках, погружая нас в кабинетные интерьеры, и мастерски проводя нас от витрины к витрине, заставляя именно представлять все особенности того периода жизни в подмосковной усадьбе как бы вживую.

Для меня на выставке интересными показались ручные экраны. Маленькие ручные экранчики так похожи на веера. Служив защитой от каминного жара, они спасали плотный макияж как женщин, так и мужчин. Сюжеты декора их многочисленны, и по количеству могут сравниться только с темами разговора у камина.

Однако, больше всего времени я провела у витрины, где представлен кабинет Императора Александра II из Останкинского дворца. Кабинетный гарнитур дополнен бронзовыми часами, письменным прибором, фарфоровыми вазами и другими предметами обстановки, соответствующими оформлению помещения к императорскому визиту.

Убранство кабинетов было связано со вкусами, интересами и пристрастиями хозяина дома. Их оформлению придавалось огромное значение, а описанием кабинетов и каминов полны мемуары и литературные произведения того времени.

Отдельно хочу рассказать про фарфоровые вазы Александра II, выполненные на Императорском фарфоровом заводе. Парные вазы привлекли мое внимание и цветом, и декором. Период их выпуска 1840-е годы. Стоят они на тумбах-геридонах.

Детали самих ваз чрезвычайно разнообразны. Фарфор, бронза, латунь, роспись и золочение создают ощущение гармонии. Лично меня парные вазы всегда завораживают.

На ИФЗ всегда работали искуснейшие живописцы, создатели форм и орнаментов. Фарфор ИФЗ периода Александра II создавался по немецким и французским образцам, а также изданиям восточных, античных и русских древностей. ИФЗ изготавливало вазы трех основных типов: «медицис» — по форме античного кратера из коллекции Медичи, «фюзо» — веретенообразные вазы и «бандо» — яйцеобразные вазы с уплотненным книзу туловом и коронообразным горлом.

Парные вазы всегда шикарно и неповторимо смотрятся в интерьере. Своим присутствием они создают чарующую атмосферу, наполняют комнату загадочностью и тайной. Они неотъемлемая часть интерьера загородного дома, обставленного со вкусом. Парные вазы хорошо вписываются в помещение, где есть камин.

Думаю, у каждого из нас периодически возникает желание провести зимний вечер, расслабившись у теплого камина. Остановиться, замедлить темп жизни, сесть и созерцать огонь. Камин, по-моему, лучшее из мест для философских размышлений.

Теперь я хочу камин!!! 

Оставьте комментарий