Современный музей антикварного русского фарфора. Любоваться или инвестировать?

Современный музей антикварного русского фарфора. Любоваться или инвестировать?

Темой русского фарфора интересуется большинство из тех, кто любит антиквариат.

Увлечение русским фарфором и его коллекционированием начало зарождаться в начале XX века. В этот период формировались первые известные частные коллекции: Штиглица, Мануйлова, А.В. Морозова, Лукутина, Сомова и других. В начале первой мировой войны русский фарфор не имел себе равных по самобытности, уровню художественного мастерства, четким национальным признакам и отличиям. Именно с начала XX века начала расти стоимость произведений русского декоративно-прикладного искусства. Пришло признание нашего фарфорового производства на мировом рынке. Естественно, повышение цен породило большое количество фальсификатов и новоделов на рынке. В начале подделывались только наиболее редкие и ценные предметы, но массово собранные коллекции породили подделки всех разновидностей изделий, поставив производство копий на поток. Открывались целые подпольные мастерские подделок. Тем более интересно и полезно выставление на широкое обозрение оригинальных шедевров той эпохи для сравнения с ними предметов коллекционирования на подлинность. Определение и атрибуция старинного фарфора — поистине важная вещь, как для частных коллекционеров, так и для музеев.

Круг любителей и ценителей Кузнецовского фарфора и керамики частных заводов России постоянно расширяется. В прессе и интернете публикуются самые разные материалы по истории и родословной отдельных мастеров и производителей, появляется много новой информации. Но все же, мало кто может претендовать на масштабный охват такого явления русской культуры как фарфор. Являясь важным направлением коллекционирования, тем не менее, на российском и международном рынке антиквариата русский дореволюционный фарфор и керамика представлены довольно скромно.

Каждый старинный фарфоровый предмет, дошедший до наших дней и попавший в коллекцию, волнует своим неповторимым очарованием и поражает сочетанием хрупкости и выносливости. А держащего в руках, поражает, как при такой хрупкости предмет дожил до наших дней, пережил революцию, войны и массовые переезды. И оказался целым! И стоит предмет взять в руки, как он начинает жить своей жизнью, общаться и делиться своей судьбой, историей тех времен, когда он был создан.

Цены на русский фарфор и фаянс традиционно на порядок выше иностранного. Изделия частных фарфоровых заводов редких марок практически в свободной продаже не встречаются, а сразу расходятся по частным коллекциям. Такие марки фарфора как Батенин, Миклашевский, Сафронов, Бармин, Масленников, если и попадаются в продаже, то цена на них сразу взлетает до небес. Так же редки и интересны изделия и небольших частных заводов и живописных заведений, таких как Иконников, Киселев, Гулины и другие.

Продукция Кузнецова, ранее использовавшаяся в быту в каждом доме, в настоящее время интересует коллекционеров фарфора все больше. А находка без дефектов и в полном составе дошедшего до нас сервиза под маркой Кузнецова или Гарднера, это, по истине, подарок для коллекционера.

Помимо Императорского фарфорового завода, о котором уже сказано и написано немало и до нас, основными производителями конца XIX – начала XX века, на которых основывается любая коллекция фарфора, являлись такие производители, как:

Завод Франца Гарднера, основанный в Вербилках и просуществовавший до 1891 года; Завод братьев Корниловых в Санкт-Петербурге; Завод Попова

Заводы представителей фарфоровой империи М.С. Кузнецова и И.Е. Кузнецова, охватившие к концу 19-го века более двух третей всего дореволюционного рынка фарфоровых и фаянсовых изделий.

Любителям русского декоративно-прикладного искусства стоит обратить внимание на музей компании «Ингосстрах». Музей страхования начал свою работу в сентябре 2011 года, расположившись на Пятницкой улице, в историческом центре Москвы, и занимающий здание бывшего жилого флигеля усадьбы Ржевских-Варгиных начала XIX века. Постоянная экспозиция посвящена истории становления страхового дела в России и представлена множеством подлинных документов и интересных артефактов по этому нетривиальному для патриархальной России направлению бизнеса.

Кроме постоянной экспозиции, посвященной страхованию, в музее проходят ставшие уже традиционными выставки русского фарфорового искусства.

В основе предлагаемых посетителям экспозиций лежат несколько известных частных коллекций, многими годами собиравшимися друзьями Музея. Со временем накопился исключительно интересный и репрезентативный материал по фарфору, сложилась обширная коллекция. И каждый представленный предмет увлекает в мир истории создания фарфоровых изделий.

Тема фарфора и керамики частных заводов Российской империи выбрана неслучайно: на фоне роскошных музейных коллекций императорского фарфора, предлагаемых вниманию посетителям Эрмитажа, Кусково и Петергофа, произведения частных русских заводов и живописных мастерских, зачастую превосходящие императорский фарфор по качеству, изысканности и элегантности декора, представлены в этих музейных собраниях значительно скромнее. Тогда как история частных мастеров российского фарфорового искусства требует глубокого и всестороннего исследования с целью сохранения нашего исторического наследия для последующих поколений.

В основу проводившейся Музеем летом этого года выставки «Русский модерн в фарфоре и керамике» легли предметы из частной коллекции Фарида Юнусова, генерального директора управляющей компании «Ингосстрах-Инвестиции».

Выставка поражает широтой охвата: представлены как предметы повседневного обихода, так и настоящие произведения фарфорового искусства. Третья четверть XIX века становится временем расцвета производства русского фарфора, появляется много частных заводов. Помимо многих других редкостей, в коллекции представлены предметы завода Семена Масленникова, а именно кашпо, отражающие традиции русского стиля.

Выставка повествует о предметах быта и интерьера различных социальных слоев населения императорской России. В качестве образцов представлено содержимое буфетов русской аристократии и буржуазии, зарождавшегося среднего класса, а так же трактирная посуда массового производства того периода. Основные экспонаты выставки – столовые, чайные и кофейные сервизы заводов Гарднера, Кузнецовых, Корниловых и других частных фарфоровых заводов. Особую гордость коллекционера представляют собой также декоративные и утилитарные предметы из фаянса и керамики, дошедшие до нас в абсолютной сохранности.

Выставка иллюстрирует, как фарфор из привилегии царских особ в начале XIX века к середине появляется в пользовании у дворян, а к концу столетия становится доступным уже практически для всех классов и сословий.

В целом представленное собрание посвящено эпохе русского модерна. Центральный экспонат, открывающий выставку — скульптура «Плясунья», созданная специально для выставки 1913-го года к 300-летию Дома Романовых мастерами Строгановского училища, отображающая на своем сарафане особенности росписи по мотивам русского народного костюма, кисти известной художницы Ольги Эрман-Шабад.

К открытию выставки в июне 2017 года был также приурочен выход в свет первого тома альбома-каталога «Чаепитие в стиле модерн» под редакцией видного коллекционера русского фарфора Сергея Набоких. Издание открывает серию «Русский дореволюционный фарфор», в рамках которой планируется публикация антологий наиболее известных собраний фарфора частных заводов Российской империи. Первый том издания включает кофейные, чайные сервизы Гарднера и Кузнецовых конца 19-го – начала 20-го века. Как отмечено в описании альбома-каталога, в него вошли предметы двух известных частных собраний русского фарфора, принадлежащих коллекционерам Фариду Юнусову и Сергею Набоких.

В вышедшем издании отражены последние 40 лет предреволюционной российской истории в фарфоре. Начать серию изданий было решено с произведений завода Гарднера и многочисленных фабрик династии Кузнецовых. Коллекция, представленная в альбоме-каталоге, удивляет разнообразием посуды, которой старались украсить свой быт и свою жизнь разные слои населения Императорской России.

В альбоме-каталоге представлены типичные и редкие произведения фарфорового искусства, открываются богатейшие возможности создания фарфоровых форм, позволяют прочувствовать стиль и моду того времени. В общей сложности приведены описания и иллюстрации 134 фарфоровых сервизов, произведенных в период с 1880 по 1917 годы. Обширность представленного материала поражает даже коллекционеров со стажем. По задумке авторов альбома-каталога в каждом сервизе отражены основные компоненты, позволяющие судить о форме, стиле и декоре: чайник или кофейник, полоскательница, сахарница, молочник, чайная пара, а иногда и некоторые элементы сервиза, являющиеся дополнительными.

Особенно поражает цветовое великолепие орнаментов и ручная роспись некоторых представленных экземпляров дореволюционных сервизов.

Альбом-каталог выпущен в рамках задуманной серии, объединяющей в себе тему русского дореволюционного фарфора и керамики различных производств, творцов необыкновенно изящных произведений фарфорового искусства, в рамках поддержания российских традиций.

Изучая русский фарфор, можно раскрыть тайну, заложенную в обыденности предметов. Время сделало их раритетами, а частные коллекционеры, сумевшие объединить и систематизировать собранный материал, позволили нам прикоснуться к старине, воспроизвести память прошлого и зарядится новыми впечатлениями, чтобы продолжать традиции чаепития уже со смыслом, заложенным изначально.

Традиции чаепития дореволюционной России нами почти забыты. Тем интереснее листать иллюстрации альбома и представлять, как происходили и что значили те или иные элементы посуды в жизни простого населения, купцов, дворян и царских особ.

Если обратится к истории и традициям, то можно заметить, как отличалось чаепитие купеческое и дворянское.

Чаепитие по-дворянски — это стол, накрытый белоснежной скатертью, чайные приборы и чайная фарфоровая посуда. Чай подавался в первой половине дня и пился со сливками.

Чаепитие по-купечески – это стол, накрытый цветной салфеткой, чай пился на блюдечках, с сахаром в прикуску, с баранками, чай нередко сдабривался мадерцей.

Производители фарфора того периода понимали, что вкусы и традиции чаепития существенно разнятся, и выпускали продукцию под стать требованиям и ожиданиям самых разных покупателей. Выпускали посуду как крестьянскую, расписанную в народном стиле, так и помпезную, разукрашенную кроме прочего богатой позолотой для купцов, желающих показать свой достаток. Так же требовалась посуда и для утонченных покупателей, для которых создавались изысканные по своей форме сервизы с пейзажами, затейливой росписью или в стилистике модного в тот период стиля модерн. К началу XX века фарфор становился все изящнее и тоньше. Качество производимого фарфора, его формы и роспись поражают даже наших современников, настолько они высоки.

Дореволюционный фарфор обладает какой то особой уютностью, неповторимой атмосферой, а иногда и наивностью, очень располагающей к себе. Мало кто устоит от соблазна попробовать чай из сервиза Кузнецова или Гарднера, выставленного на современный стол, настолько притягательная создается атмосфера, да и о впечатлениях всегда можно с гордостью рассказать друзьям.

К сожалению, до нашего времени дошла только малая часть фарфоровой истории нашей страны. Тем более ценно собирание по крупицам предметов фарфора и керамики великой Российской Империи, а также выпуск изданий, посвященных традициям чаепития и показ их всем желающим прикоснутся к истории и традициям.

Исторические периоды сменяют друг друга, страсти утихают, меняются времена, а дело фарфоровых фабрикантов не пропало даром. Продолжают работать построенные ими заводы, мы, как и предыдущие поколения, пользуемся их продукцией, тем и интересна связь с историей, с предыдущими поколениями, с утраченными традициями.

Никифорова Любовь

специально для журнала 

«Путеводитель российского бизнеса» 

ТПП РФ 

Оставьте комментарий