С момента как я решила создать свой блог #моифарфоровыеистории о коллекционировании и антиквариате, моя жизнь сильно изменилась. По иронии судьбы, коллекционировать я стала меньше, а вот посещать интересные места в разы чаще. Что до количества событий, то их гораздо больше, чем я успеваю описывать.
На прошлой неделе я уже писала про посещение антикварного салона, проходившего в московском Манеже. И вот 17 февраля в субботу мне удалось попасть еще на одно интересное мероприятие в рамках RA&AF — Public talk «Как понимать искусство: ценность и цена», организованное Институтом арт-бизнеса и антиквариата.
Запись на мероприятие проходила через сайт института, а само мероприятие оказалось бесплатным, хотя во вторник организаторы выставки пытались меня убедить в обратном.
Небольшой уютный зал был заполнен желающими узнать новое, получить комплексный взгляд на искусство от специалистов рынка. Фото с мероприятия приведены в конце моей заметки.
Первой слово взяла Ирина Колосова — руководитель института арт-бизнеса и антиквариата. Она отметила некоторые моменты относительно терминологии и законодательного регулирования вопроса. Привела трактовки Министерством Культуры РФ современного и актуального искусства:
Современное искусство — искусство, создаваемое нашими современниками, вне зависимости от того или иного художественного направления или формы выражения.
В английском языке для обозначения современного искусства есть понятия modern и contemporary. Modern – это классический модернизм, за ним начинается contemporary. В русском же варианте современным считают в основном искусство последней трети ХХ века.
Актуальное искусство – искусство, содержащее в себе смыслы, в которых нуждается современное общество, имеющее существенное значение в современную эпоху, вне зависимости от времени создания.
Была отмечена роль изменений законодательства в регулировании рынка произведений искусства. Так, новая редакция от 28.12.17 в ФЗ «О ввозе и вывозе культурных ценностей» устранила из законодательства такой термин как антиквариат. Теперь слово антиквариат имеет скорее литературное значение. При этом в законе обновлено понятие культурных ценностей:
Культурные ценности — движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение.
Отмечено было и значение для рынка, введенного в оборот в 2017 году Национального стандарта РФ «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования».
После слово передали Михаилу Ефремовичу Перченко – члену правления конфедерации антикваров и арт-дилеров, владельцу галереи «Старые мастера», владельцу коллекции живописи XIV-XVII веков и одной из самых значительных коллекций деревянной скульптуры в Европе.
Меня всегда интересовали вопросы создания частных коллекций. Я восхищаюсь теми, кто смог собрать что-то масштабное, сделать более чем другие частные коллекционеры, и тем более превзойти известные музеи по количеству и значимости предметов. Так вот, в коллекции выступавшего М.Е. Перченко содержится 126 предметов деревянной крашенной полихромной скульптуры с 1240 по 1570 год. И это самое большое собрание в мире, которое выставлялось в Белом зале Пушкинского музея. На примере предметов своей коллекции он рассказал об изменении цен на предметы искусства на мировом рынке, осветил проблемы экспертизы и атрибуции. Интересным мне показался момент про деление коллекционеров на три вида: собственно, коллекционеров, интерьерщиков и инвесторов. По его мнению, инвестиции в искусстве — это хорошо, но должна быть градация, потому, что не может современное произведение стоить, например, дороже Рубенса. При этом на современном рынке появляются предметы, созданные три дня назад за 160 млн. дол. Эти масштабные цены задают вопрос о дальнейшей стоимости эти предметов, и о том, что будут делать владельцы, желая их перепродать впоследствии.
Следующим выступающим стал Владимир Овчеренко — основатель галереи «Риджина» и аукциона Vladey. Меня же захватила часть его рассказа про экономику искусства, деление на коммерческий и некоммерческий сектор. Ценность же искусства как такового была объяснена на примере пирамиды Маслоу. Искусство, по сути, находится на ее вершине, и покупка предметов искусства происходит, когда у человека решены все базовые и следующие за ними потребности. Коллекционерами движет страсть, они находят в предметах искусства что-то им необходимое и волнующее. Страсть коллекционеров движет цены. И при покупке серьезного произведения искусства коллекционер, движимый страстью к приобретению, понимает или он найдет деньги на предмет, выставленный на аукционе, или он потеряет шанс получить желаемое, потому, что второй раз при его жизни столь редкая и востребованная работа может оказаться уже не доступна для покупки. Это желание обладать редкими предметами и создает новые ценовые рекорды на рынке искусства.
Было интересно послушать и про работу аукционов современного искусства, в том числе и аукциона Vladey. Появился аукцион с одинаковой стартовой ценой в 100 евро. Первый такой аукцион был проведен три года назад и прошел со стопроцентным успехом. На нем существует возможность что-то купить за небольшие деньги. Следующий такой аукцион Vladey пройдет 27 февраля, а предаукционная выставка проходит сейчас в галерее Vladey Space, расположенной на территории Винзавода. Посещение предаукционной выставки бесплатное. Цена на аукционе может подыматься непрогнозируемо, этим он и интересен. Так самый большой рост цены за всю историю аукциона Vladey был зафиксирован на работу Олега Целкова, он достиг 42 000 евро.
Владимир Овчеренко отметил, что в каждый период своего развития в истории искусства делался шаг, который продвигал искусство дальше. И если объект современного искусства принимает публика, значит она видит в нем какой-то новый шаг по сравнению с предыдущим пониманием искусства.
После слово получила Ольга Сергеевна Тимерина реставратор Научно-реставрационного центра И.Э. Грабаря. Она рассказала интересные моменты о том, как сохранность произведения и реставрация влияет на ценность произведения искусства. Так, если на картине присутствует более 30 процентов повреждения красочного слоя, то это существенно снижает цену. Смысл хорошей реставрации в том, чтобы она не меняла авторский замысел и восприятие цвета. Важно сочетание коммерческой реставрации и научной, когда у специалиста реставратора есть навыки одного и другого. У каждого направления реставрации есть свои особенности и секреты, и именно они могут поднять стоимость произведения искусства и помочь донести до нас его красоту в первозданном виде.
Следующей выступающей стала Ксения Подойницына — основатель аналитического онлайн-портала о современном российском искусстве InArt и основательница Галереи 21. В свою очередь Ксения подробно рассказала о динамике рынка российского современного искусства, его особенностях, поделилась своим мнением относительно перспектив его развития. Мне же было интересно послушать момент ее выступления о том, как подойти к выбору объекта современного искусства для покупки. Самым коротким путем к покупке, по ее мнению, можно назвать выбор галериста, которому вы сможете доверять. Так же на нескольких слайдах ею были приведены главные моменты ее выступления, в том числе и перечисление 18 факторов, влияющих на стоимость объектов современного искусства. Все эти факторы по-разному влияют на стоимость. Художник центральная личность – он создает работу и дарит эмоции, его творческий путь создает значимость и ценность работ. Естественно, художник взаимодействует с институциями: ярмарками, рейтингами, галереями, критиками и др. в публичном и непубличном пространстве. Ксения Подойницина подчеркнула, что тяжело узнать эти аспекты, если вы не являетесь участником рынка. Галереи, коллекционеры и продажи дилеров это закрытый мир private sale. А ее агентство InArt занимается как раз тем, что делает аналитику рынка современного искусства. Для желающих посмотреть аналитику рынка были представлены направления для самостоятельного ориентирования. Главное, что она рекомендует тем, кто начинает интересоваться покупкой предметов современного искусства это смотреть. Смотреть как можно больше, как можно чаще и только тогда может появиться понимание, а также возможность отличать качественное от некачественного. Нужно учиться сочетать то, что вызывает у вас страсть, с тем, с чем вы сможете комфортно жить дома.
Последней вступающей стала Ирина Михайловна Филатова – куратор галереи «Фаин Арт», основанной в 1992 году. «Файн Арт» работает со знаменитыми мастерами, такими как Э. Гороховский, И. Вулох, С. Шаблавин, И. Шелковский, и с молодыми художниками. Поиск молодых талантов, открытие новых имен — одна из основных целей Галереи. В «Файн Арт» каждый месяц открывается новая выставка современного искусства. Собственно, ее рассказ был основан на опыте деятельности галереи, а также в нем были затронуты тенденции рынка современного искусства и особенности капитализации произведений на этом рынке. По ее мнению, капитализация художника начинает расти примерно через 30 лет, прошедших с того момента как он начал реализовывать свою творческую программу. Причем, жив ли он или нет, уже не так сильно влияет на стоимость.
Почти два часа, которые длился Public talk, я провела полностью увлеченная фактами и историями знатоков о развития рынка как классического, так и современного искусства, при этом пытаясь зафиксировать для себя огромное количество интересных моментов и направлений изучения этого рынка, в свете разожженного этим мероприятием интереса.
Коллекционируя предметы антиквариата, в мыслях своих я находилась далеко от современного искусства. После лекции на антикварном салоне я много времени посветила созерцанию как картин известных русских художников, так и работ, относящихся к современному искусству, стараясь отследить меняющиеся эмоции при переходе от произведения к произведению.
Что могу написать в конце, ходить на эти мероприятия интересно, во-первых, потому, что ты каждый раз поднимаешь для себя планку, понимая какие предметы для коллекционирования существуют, а во-вторых, потому, что ты смотришь на людей, захваченных страстью другого масштаба, более широкого мировоззрения, на тех, кто делает проекты, интересные широкой публике. По-моему, у них можно многому научиться. Я получила много данных о интересующем меня рынке искусства в целом, поняла направления дальнейших шагов по его изучению.
Удивительным образом к исследованию современного искусства меня подталкивает район, в котором я уже давно живу. Мой дом находится в центре артквартала, образованного Центром современного искусства «Винзавод» и Центром дизайна «Артплей». И как выяснилось на рublic talk, мне есть, что посетить в ближайшее время.