На прошлой неделе посетили Казань. Город прекрасный, чистый и очень уютный, есть где погулять. Цены ниже московских как на еду, так и на отели. В целом интересно провели время. Единственное, на машине немного утомительно за один день проделать путь Москва-Казань.
А рассказать хочу о посещении Казанского кремля где сейчас проходит выставка «Фарфор Петербурга». Очень масштабная экспозиция. Посмотреть есть что, да и восхищаться можно много. Более 500 предметов, каждый из которых достоин отдельного описания и изложения истории о его происхождении. Вазы Императорского фарфорового завода и их декор можно рассматривать бесконечно. Некоторые из них не за стеклом, так что все можно разглядеть в деталях.
Единственный минус, экспозиция не расставлена в хронологическом порядке, и кое где рядом и великими историческими произведениями стоят предметы современного производства. Видимо задумывался показ преемственности поколений в производстве фарфора. По-моему, современный фарфор сильно проигрывает антикварному. Как не стараются сейчас произвести что-то новое и интересное, оно все равно не дотягивает ни по масштабности, ни по красоте. Да, современный фарфор интересен, но не так велик, как прежний. Прогуливаясь по выставке еще раз убеждаешься в красоте и силе русского искусства.
Из особо запомнившегося хочется упомянуть парные вазы-краторы с малахитовым фоном – роспись и сочетание красок невероятное, поражает воображение. Выпущены они в 1830-е годах. Они ярки и узнаваемы. Их часто экспонируют на выставках фарфора. До 20 мая они радуют своей красотой Казань.
Посуда с ботаникой привлекает многих, поэтому пройти мимо наикрасивейшего пласта «Сибирская флора» с росписью Ф.И. Красовского просто невозможно. Живописные цветы во всем их великолепии закольцованы в диковинный венок. Данное изделие ИФЗ упоминается в списках для поднесения к празднику Рождества наследнику цесаревича Великому князю Николаю Александровичу в 1862 году. Федор Красовский — сын крепостного мастера-живописца по фарфору, работавшего на заводе Попова. В 1835 году он поступил на петербургский фарфоровый завод братьев Корниловых подмастерьем, а в 1839 году — живописцем на Императорский фарфоровый завод. Можно только представлять сколько много труда было вложено в создание столь искусной росписи.
В этот раз кроме красоты самой Казани удалось увидеть много интересного: рассмотреть роспись на интерьерных вазах и редких сериях тарелок с военной символикой, оценить великолепие декора парадных сервизов – всего того, что составляет золотой фонд декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербурга.