Фарфоровые истории четырех столетий. Как менялся и за что до сих пор ценится фарфор Гарднера

Фарфоровые истории четырех столетий. Как менялся и за что до сих пор ценится фарфор Гарднера

Старинный фарфор несет в себе очарование времен, привлекает ценителей прекрасного. Фарфор предмет коллекционирования. Обладание качественным фарфором во все времена было престижным и показывало вкус хозяина перед гостями. Любовь к фарфору после революции перешла и к советским людям. И по сей день в сервантах и горках люди бережно хранят фарфоровую историю нашей страны – изделия фабрики Гарднер в Вербилках. Фабрика через века пронесла шедевры фарфорового искусства, ставшие украшениями музеев и дворцов России и Европы, а также и жилищ простых граждан разной состоятельности.

Франц Гарднер приехал в Россию в 1746 г. и вначале торговал разным товаром, от английского фаянса до леса. Скопив достаточный капитал, загорелся новым делом – открытием фарфорового производства. До этого периода производство фарфора долгое время было секретом и охранялось государством.

Москва таит в себе много интересных мест. Так Бауманская улица Москвы раньше именовалась немецкой. В XVII веке царь Алексей Михайлович переселил сюда всех иностранцев. В приходе у Елоховского собора обосновался Франц Яковлевич Гарднер, построив сначала дом, сгоревший во времена нашествия Наполеона. После войны был построен новый дом, дошедший до наших дней. И если пройти по Бауманской улице по направлению к Лефортово и Яузе, то можно увидеть деревянный дом на каменном фундаменте. Название же в честь имения английского купца Гарднеровский переулок сохранил с XVIII столетия.

Первая частная фарфоровая фабрика Российской Империи была основана в 1754 году в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. И, пройдя сквозь четыре столетия, дошла до наших дней. Тем ценна ее история, переплетенная с историей нашего государства.

Основатель фабрики, обрусевший английский купец Франц Гарднер, прежде чем открыть свою фабрику много путешествовал по России в поисках глины для фарфорового производства. Выбрав нужное по качеству сырье, Гарднер поставил цель занять не только достойное место на рынке посуды, но и в перспективе, обеспечить своими изделиями российское государство.

По свидетельствам современников, фабрика стала производить фарфор под стать европейскому, настолько великолепен он был. Так же фабрика прославилась скульптурой, украшавшей интерьеры.

На фабрику Гарднер пригласил иностранных мастеров, хорошо знакомых с опытом фарфорового производства европейских мануфактур. Так что использование опыта живописца Иохима Кестнера и скульптора Иоганна Миллера принесло свои плоды и позволило фабрике конкурировать с европейскими производствами и Императорским фарфоровым заводом. А лично Кестнер расписал сервиз подаренной императрице Екатерине II, посвятив его победе в русско-турецкой войне. Императрица настолько благосклонно отнеслась к сервизу, что в 1777 фабрика Гарднера получила заказы на изготовление орденских сервизов в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского. Каждый сервиз обладает по истине внушительным составом предметов. Некоторые сервизы включают до полторы тысячи предметов различной формы и назначения. На протяжении всей истории эти сервизы не раз были описаны в произведениях литературы, поскольку постоянно включались в церемонии праздничных торжеств. Сервизы расписаны орденскими лентами, лавровыми гирляндами. Знаки орденов – звезды – нанесены на плоские предметы в обрамлении орденских лент. Эти фарфоровые предметы явились символами, создающими неповторимый по своему значению декор, несли строгость наравне с официальностью и торжественностью присущие императорским сервизам.

Гарднер выпускал посуду для различных покупателей: для аристократии, купечества и простых горожан. Внешне фарфор более походил на европейский, поскольку стиль был заимствован у прославленного Мейсена.

Многим нравился европейский фарфор, но он был и не по карману для большинства граждан. Это и сыграло на руку фабрике Гарднера. Обладая прирожденным даром к коммерции, Гарднер смог наладить массовое производство фарфоровых изделий. Постепенно Гарднер стал расширяться. Так в первое десятилетие численность сотрудников фабрики с 70 человек увеличилась почти в два раза. На фабрике работали в основном местные граждане.

Уже к 1780-м годам на фабрике создаются собственные рисунки, ставшие символами гарднеровского фарфора XVIII века — это роза и цветок шиповника в виде чуть раскрывшихся бутонов, нанесенных крупными мазками.

Не маловажное значение для деятельности фабрики имел указ Павла I, вышедший в 1800 году, запрещавший привозить из-за границы подобные сделанным в нашем государстве фарфоровые предметы.

В Москве и Твери Гарднером были устроены лавки, продающие посуду, сделанную на фабрике. В продаже были чашки, сервизы, тарелки и даже куклы.

К моменту смерти Франца Гарднера производство считалось одним из лучших в России. Завод перешел к его сыну Францу Францевичу Гарднеру, а после к его жене Саре Александровне, которой не удалось справиться с деятельностью фабрики. И в начале XIX века фабрика перешла к её сыновьям, Александру и Петру Францевичам, сумевшим возродить производство.

К первой трети 19 века на завод Гарднера равнялись новообразованные производства, так же как и на Императорский фарфоровый завод.

Фарфоровая продукция всегда тесно была переплетена с историческими событиями. Так патриотический подъем войны 1812 года отразился в фарфоре большинства заводов России. Гарднер выпустил предметы частной серии, украшенные портретами героев войны: Кутузова, Багратиона и других.

В 1830-х года Гарднер обратился к русской тематике. В русской фарфоровой пластике была создана серия скульптур людей «низких» профессий: дворников, кучеров, лакеев и других. А фарфоровая фигурка стала национальной любимицей в украшении жилищ.

Ближе к 1840-м годам фабрика перебирается к выпуску более романтических персонажей. Гарднер выпускает композиции с обнаженными и полуобнаженными фигурками за стрижкой ногтей, ловлей блох и другими женскими занятиями. Ближе к середине столетия фарфоровое производство стало выпускать передвижническую скульптуру, отражающую проблемы общества. Большое место стало принадлежать фигурам из крашеного бисквита.

В 1860-70 годах на фабрике была выпущена большая серия бытовых статуэток, обладающая большой художественной ценностью.

Фабрика Гарднера всегда следила за модой. Тематика росписей была разнообразна. Спросом у населения пользовались пейзажи, прославленные мужи государства и красавицы, а также типажные портреты литературных героев.

Хотя в фаянсе фабрика Гарднера не достигла особого успеха, ее изделия все же выпускались на массовый рынок и пользовались спросом среди городского населения. Так, фабрикой выпускались преимущественно фаянсовая столовая посуда, украшенная монохромной и полихромной переводной печатью.

Визитной карточкой предприятия Гарднера стали сервизы, украшенные гербами аристократических родов, дворянскими коронами, монограммами и вензелями. За качество продукции в 1875 году Гарднер получил право ставить на свои изделия изображение московского герба. А с 1856 года фабрика обладает званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

На мануфактурных выставках 1849, 1853, 1870, 1882 годов изделия гарднеровской фабрики всегда обращали на себя внимание изяществом форм, разнообразием рисунков, а продукция из опака (высшего сорта фаянса) массой и белизной.

Новый этап развития фабрики в Вербилках начался в последнее десятилетие XIX века. Рынок насчитывал уже много производителей фарфора и фаянса. В 1892 году фабрика была выкуплена Матвеем Сидоровичем Кузнецовым и вошла в состав Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова.

Кузнецов выкупил у Елизаветы Гарднер фабрику, а вместе с ней все заводские модели, формы, рисунки и образцы. Для Кузнецова сделка оказалась очень выгодной, он стал владельцем не только нового предприятия, но и первосортной торговой марки с полуторавековой историей, богатыми традициями, квалифицированными специалистами, отработанными технологиями. Тем самым приобретя вместе с фабрикой славу и известность качества завода Гарднера.

Кузнецов смог увеличить производство за счет своих рынков сбыта. Фабрика выпускала в основном чайные и кофейные сервизы, а так же столовую посуду. Выпускалась посуда преимущественно по старым образцам. Новые формы приобретались исключительно заграницей.

На рубеже веков на фабрике использовались механические способы декорирования: декалькомания, штамп, трафарет. А художественные качества не всегда соответствовали качеству самого фарфора.

В апреле 1918 года фабрика была национализирована, а производство получило название Дмитровская фарфоровая фабрика. В первые годы, фабрика испытывала большие трудности с сырьем, что сразу отрицательно сказалось на качестве. В 1925 году фабрика входит в состав «Фарфортреста». К 1930 году ассортимент сокращается, происходит его стандартизация.

В 1934 году на фабрике была организована художественная лаборатория в которую вошли опытные живописцы В. Федулов и А. Калошин. Изделиям этого периода стала присуща орнаментальность и графичность узора. Для выставок фабрика изготавливала продукцию высокого качества. На Всемирной выставке 1937 года в Париже работы мастеров предприятия были удостоены Большой Золотой медали, а в 1958 году в Брюсселе — Золотой и Серебряной. В 1966 году за успехи в развитии отечественного фарфора предприятие было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.

С 1950 годов фабрика продолжала выпуск в основном массовой продукции. Во времена СССР за высокое качество и художественное мастерство продукция фабрики пользовалась признанием населения страны, а также и у иностранных покупателей.

С распадом СССР фабрика получила название «Фарфор Вербилок». Произошло образование дочернего предприятия «Промыслы Вербилок», специализирующееся на производстве изделий с живописью по фарфору. Успехи фабрики довольно примечательны и отмечены на международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико 1996 года. С 2007 года фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак.

Как и раньше, фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» ассоциируется у покупателей с качеством, и выпускает несколько линеек продукции. Очень востребованы стали изделия, созданные по дореволюционным образцам посуды, признанные художественным достоинством XIX-XX веков.

В истории Гарднеру не досталось имя первооткрывателя фарфора, но роль его фабрики как старейшей в Московской губернии и как примера для вновь открывающихся производств была очень велика. А гарднеровская посуда ценится не меньше чем 200 лет назад.

Никифорова Любовь

Специально для журнала

«Путеводитель Российского бизнеса»

ТПП РФ

Автор |2018-02-12T20:38:38+00:00Ноябрь 5, 2017 |Нет комментариев

Оставить комментарий

error: Content is protected !!