Фарфор и фаянс частных заводов России

Любого коллекционера фарфора волнует сведения о его предметах. К этим сведениям можно отнести и историю семей, которые выпускали этот фарфор на своих фабриках, историю Российской Империи в целом, а так же истории семей которым этот фарфор принадлежал ранее.

Приобретая фарфор или другие коллекционные предметы в антикварных магазинах или лавочках, в большинстве случаев мы не приобретаем предмет напрямую. Мы часто не можем узнать полностью тот путь, которым он к нам попал в руки. А если что-то и узнаем, скорее всего, это будут неточные данные или обрывки истории.

И что нам остается? Остается читать книги, содержащие данные о тех производителях предметов, которые интересны нам, которые есть в наших коллекциях. Родословная предметов фарфорово-фаянсовой промышленности с моей точки зрения интересна для изучения. Поскольку, изучая какой то один аспект, даже самый казалось бы узкий, начинаешь связывать далекие между собой факты, сопоставлять данные и приходишь к интересным выводам, которые требует от тебя новых направлений изучения вопроса. Так получилось и у меня. Началось все с увлечения русским дореволюционным фарфором, а перешло это все в огромную коллекцию книг, содержащих в себе не только информацию по русскому антикварному фарфору, а вообще по истории дореволюционной России, дореволюционному предпринимательству и искусству в целом.

Сегодня расскажу еще об одной книжке, которая есть в моей фарфоровой библиотеке. Это «Фарфор и фаянс частных заводов России» Ирины Красильниковой 2015 года. Книжка у меня давно. Корешок изрядно погрызан любимым котом, в моменты соревнования за мое внимание с этой книгой.

Мне книга показалась интересной. Любое издание, содержащее какие-то новые данные, вытащенные из архивов мне всегда любопытно прочитать. А издание с иллюстрациями, где можно посмотреть формы и виды предметов, описания, датировки, марки и клейма вдвойне ценно.

В это книжку включена информация о следующих заводах: Гарднера, Попова, Гулиных, Корниловых, Барминых, Куриновых, Дунашова, Зиновьевых, Исаева, Храпунова-Новаго, Аксенова, Федяшина, Рачкиных, Кудиновых. Естественно основную часть иллюстраций составляют предметы фабрик династии Кузнецовых, в основном поздние изделия М.С. Кузнецова и И.Е. Кузнецова. 

Если по Кузнецовым и Гарднеру можно найти уже много литературы, то по редким частным фарфоровым заводам найти какие-то данные, да еще с иллюстрациями в большинстве случаев затруднительно.

Книга содержит и интересные исторический материал, и описания, и мнения автора, и даже забавные исторические цитаты, которые способны нас прогрузить в то время, показать дореволюционный быт и специфику применения фарфоровой посуды.

Книга это скорее литературное произведение, чем каталог. Она увлекает интересными историческими зарисовками и связями. При это сочетание данных об атрибуции старинных предметов с их любовной подачей читателю увлекают так, что заставляют не останавливаясь дочитать до конца. Истинная любовь к фарфору и лирические отступления — вот что отличает именно этого автора.

От обыденного предмета до коллекционного раритета – заявленное в начале книжки, как раз хорошо отражает для нас современный антикварный рынок, на котором мы можем выбирать себе предметы и по вкусу и по кошельку. А так же можем, рассмотрев на страницах книги частную коллекцию Ирины Красильниковой, помечтать создать что-то подобное.

Кстати, книга продается на просторах Интернета.   

Оставьте комментарий