Часть 1. Выставка русского фарфора в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

В среду мне удалось посетить уникальное место. Там встретились история и современность, и все это объединено образованием. Моих впечатлений от увиденного очень много, по этой причине сразу разделю рассказ о выставке на три части:

Часть 1. Выставка русского фарфора в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Часть 2. Академия будущего русского фарфора

Часть 3. Натюрморты с фарфором. Или где еще применим антиквариат

Хочется сказать огромное спасибо Ксении Николаевой, организовавшей нам познавательную экскурсию по зданию Академии, мастерским и выставке русского фарфора.

Начнем с самого главного — с цели моего визита. А цель моя на ближайшее время посетить как можно больше мест, связанных с историей русского фарфора и тех предметов, страстным коллекционером которых я являюсь.

Часть 1. Выставка русского фарфора в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Как гласит афиша, выставка «Русский фарфор середины XVIII — начала XX веков. Магия забытых вещей» открылась в Москве 16 декабря в здании Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

В уникальной атмосфере «дома образования и искусств», было организовано пространство для более чем 150 предметов, которые могут рассказать историю русской фарфорово-фаянсовой отрасли, проводя нас сквозь столетия.

В основу выставки легли коллекции нескольких именитых музеев, предметы из частных собраний и личные предметы, добавленные к выставке Ректором Академии акварели и изящных искусств, Народным художником РФ, Действительным членом Российской Академии Художеств Сергеем Николаевичем Андриякой.

Из запасников музеев были привезены экспонаты, иллюстрирующие возникновение и развитие фарфорового искусства начиная с середины XVIII века по настоящее время. Выставка дополнена интересными материалами и иллюстрациями. Предметы выставлены в хронологическом порядке.

Остановлюсь на предметах, которые более всего привлекли мое внимание.

Выставка начинается с фаянсовых предметов А.К. Гребенщикова. Представлены два круглых блюда разного размера и ромбовидной формы соусник. Обратите внимания на год выпуска 1750-60-е года! Уже тогда частные кустарные заводы начали выпускать первые изделия. Качество было низкое, опыта практически не было, зато желание делать новые вещи было огромное. Вот именно на эти первые старания стоит обратить внимания, отмечая для себя, какой огромной путь прошло фарфорово-фаянсовое производство в России. Роспись сама по себе мало интересная, но зато хорошо иллюстрирует первый опыт декорирования изделий.

Для контрастности рядом приведены изделия аналогичных периодов европейских фабрик, с целью показать разницу в качестве и в декоре при производстве фарфора.

Далее выставка показывает нам как через полувековой период начало меняться производство фарфора. На выставке представлен Юсуповский фарфор, практически не встречающийся в частных коллекциях. Фарфор князя Н.Б. Юсупова является ярким представителем русского искусства. 

Хорошо образованный князь, обладая богатым художественным вкусом и возможностью путешествовать по Европе, привез в Россию обретенные им знания о производстве фарфора. В течение 10 лет он работал на ИФЗ. Обладая огромной любовью к этому виду деятельности, он решил заняться собственным производством. За 20 лет мастера, работающие у Юсупова, смогли выработать свой неповторимый стиль, добиться потрясающего качества, внеся много характерного и оригинального в свои произведения. Созданная им мастерская в имении Архангельское, обрела славу на весь мир.  Изысканность изделий в сочетании с их малым выпуском делают Юсуповский фарфор одними из лучшего экспонатов многих современных музеев. Самое крупное собрание находится в ГМУ «Архангельское», которое и предоставило для Выставки эти ценные предметы.

Далее интересны экспонаты, предоставленные из запасников ВМДПНИ. Тут уже более привычные нам имена, которые встречаются и на современном рынке антиквариата. Экспонаты ВМДПНИ, отобранные для выставки – это изделия фабрики Франца Гарднера, завода А.Г. Попова, фабрики братьев Корниловых в Санкт-Петербурге, заводов Батенина и Сафронова, изделия Императорского фарфорового завода, и предметы редких серий фабрик М.С.Кузнецова.

Мое внимание обратили на себя предметы завода Батенина. Его изделия узнаваемы, любимы большинством коллекционеров фарфора. А само предприятие считается одним из значимых производств того периода. В то время изделия ИФЗ стояли больше, чем недорогие изделия завода Батенина. По формам продукция завода Батенина повторяла дорогой фарфор и пользовалась большим спросом у населения. На выставке представлен кофейник завода Батенина. Наличие клейма в тесте проверила — с.з.к.б.))) Вместо золота с целью удешевления на нем использован глянс-гольд, а в место цировки, более простая роспись кистью. Глянс-гольд увы стирался с предметов быстрее чем золото. Таким образом, посмотрев на этот предмет можно понять разницу в изделиях Батенина, выпущенных для парадного пользования и для повседневного.

Устроители выставки нашли оптимальное сочетание, одновременно отразив и разнообразие предметов именитых фарфоровых фабрик и возможности их декорирования различными способами. Так, посетивший выставку, может посмотреть и предметы ручной росписи, как подглазурной, так и надглазурной, упомянутый глянц-гольд, а также пестрение, цировку, крытье, деколирование и другие варианты. Причем в независимости от декорирования, предметы поражают своей красотой и изящностью.

Для тех, кто хочет послушать об истории предметов и фабрик на выставке демонстрируются документальные фильмы, а для любителей почитать висят стенды, рассказывающие подробную информацию о фарфоре, представленном на выставке.

В целом выставка у меня оставила очень приятное впечатление, и грамотным подбором предметов, и их подачей. Я очень люблю, когда можно найти датировку предмета, место производства, а также вариант использованного декора. Поскольку, не всегда даже самый искушенный коллекционер может упомнить все заводы, которые были за многовековой период производства фарфора. Что уж говорить про тех, кто на это смотрит исключительно как на историю, даже не подозревая, что эти предметы можно иметь в частных коллекциях. Так, например, на выставке мне попалось изделие Федяшина, выпущенное во второй половине ХХ века. Оно привлекло мое внимание мраморным декором. Раньше мне его изделия в руки не попадались. Уже дома, открыв каталог, чтобы узнать о нем побольше, как о производителе, я нашла его марку. Она скоромно и по-крестьянски гласит: «Фабрика привилегированных изделий». Что ж теперь буду ее искать…

Конечно фарфор, обладает магической притягательностью. Современная обыденность и повседневность в быту, одновременно может сочетаться с историзмом антиквариата. Многие любят фарфор, передавая предметы как семейные реликвии, высоко оценивая, ставя на почетное место в доме. Фарфор умеет хранить историю и традиции.

Выставка фарфора в Академии первая. Закончится она уже 18 февраля. Так что надо спешить.

От себя добавлю, что считаю эту выставку одной из интереснейших по подаче, и рекомендую всем, кто хочет потратить некоторое количество времени с толком. А сочетание ее с тем, что Академия предлагает в своем здании кроме вышеописанного, делает ее уникальной в своем роде. Стоимость посещения 250 рублей. При этом можно много узнать не только о фарфоре, но и о многих видах искусства, которым обучает Академия. 

Продолжение:  Часть 2. Академия будущего русского фарфора

Оставьте комментарий