22 февраля я решила посетить торги аукционного дома «Русская эмаль». Торги эти для меня, как для коллекционера, были интересны, в первую очередь представленными редкими предметами русского фарфора и фаянса, а во вторую — еще и тем, что мне было любопытно посмотреть на торговлю другими предметами мира искусства. «Ежемесячный аукцион русского и западноевропейского искусства» оказался очень захватывающим мероприятием.
Само место проведения этого аукциона оставило у меня приятные впечатления. Зал, аккуратно увешенный предметами искусства разных периодов и направлений, выглядел очень эффектно. Предметы заполняли все пространство стен, стеклянные витрины и все остальные поверхности. Атмосфера тоже соответствовала и располагала к покупкам. Персонал аукционного дома оказался очень участливым и приятным. Старался принять каждого посетителя как дорогого гостя, попутно предлагая кофе, сладости и орешки, показывая новичкам как зарегистрироваться и получить табличку с номером участника, а также, рассказывая, на что следует обратить внимание во время самих торгов.
По-моему, хорошо то, что участник аукциона может, находясь в зале, обозревать предметы, выставленные на торги. Так же до аукциона у нас было время подробно рассмотреть все интересующие нас фарфоровые предметы и задать по ним возникшие вопросы. Я еще раз отметила для себя, что предметы искусства как декоративно-прикладного, так и других видов, сильно отличаются от того, что представлено на фотографиях. Не потому что их как-то ни так изображают или стараются улучшить, а потому, что передать глубину цвета, размер, форму, а главное энергетику не сможет ни один высококлассный фотограф. Что бы составить о них собственное впечатление их, конечно, хорошо смотреть живьем. Это не касается предметов, являющихся частыми покупками коллекционеров. Размер кузнецовских чашек массовых выпусков и их характеристики любитель фарфора опишет и сам без личного осмотра, только глянув фото. Что же до редких предметов, то я все же настаиваю на необходимости их смотреть. Кстати, каждый раз до аукциона несколько дней проводится предаукционная выставка для всех желающих ознакомиться с лотами предстоящих торгов.
Торги аукционного дома «Русская эмаль» масштабное и продолжительное мероприятие. Так как в коллекцию торгов было включено более 540 лотов, то сам процесс аукциона занял достаточно большое количество времени. За один час проходит где-то 100 лотов. Начался аукцион чуть позже 14 00 часов и продлился примерно до 19 00 часов. В зале я насчитала более 20 участников, а на экране в начале торгов видела цифру 39 участников онлайн, так же несколько участников торговались через представителей по телефону.
У меня получилось посетить мероприятие в самом начале и застать интересный момент покупки всех линогравюр А.М. Родченко, представленных в этот раз на аукционе, по цене в разы выше стартовой. А так же другой интересный момент, который не оставил равнодушным любого наблюдающего за аукционом – рост цены в 32 раза. Самый большой рост произошел на лот «Мальчик с коромыслом» 1920-х годов советского художника А.В. Николаева. Цена за несколько минут взлетела с 5 000 до 160 000 рублей. И этот факт заставил меня позже с интересом почитать подробную информацию об авторах проданных произведений.
В этот день на торгах из русского фарфора были представлены предметы, которые, я думаю, любой коллекционер желал бы приобрести. Предметы эти с разрешения директора аукционного дома «Русская эмаль» я сфотографировала, их можно увидеть в конце статьи.
Расскажу о некотором фарфоре поподробнее, чтобы все имели представление о том, что можно встретить нынче на московских аукционах. Кстати фарфоровых предметов было не мало, в основном все интересные, по этой причине они и нашли своих покупателей. Фарфоровые предметы, представленные на аукционе, датировались началом XIX — концом ХХ века.
Первое, на что я обратила внимание, была тарелка с хромолитографией по мотивам рисунков Н.Н. Каразина. Тарелка с изображением извозчика производства Санкт-Петербургского завода братьев Корниловых была в хорошей сохранности, но с чуть потертым золочением. Стартовая цена на нее была 28 000, которая в ходе торгов поднялась до 48 000 рублей. Что с учетом ее редкости вполне хорошая покупка для ценителя русского дореволюционного фарфора. Я тоже делала на нее заочную ставку чуть выше начальной цены, и, увы, не имея возможности остаться до момента торгов по ней, и даже возможности торговаться по телефону, проиграла. О чем даже немножко жалею. Поскольку рыночные цены на такие тарелки начинаются от 70 000 рублей, а могут быть еще выше. Кстати, комиссия аукционного дома составляет 15 % к цене выигранного лота, и покупателю это тоже надо учитывать, делая ставки.
Следующий интересный предмет русского фарфора, который я приметила на аукционе, был производства фабрики Гарднера 1820-1830-х годов. Фото аукционного дома не передает его величия. Размер его более обычного, того, что мы привыкли подразумевать у такого рода предметов. Смотрелся он великолепно. И было ему почти 200 лет. Мне очень понравился декор, включавший в себя и золочение, и цировку, и серебрение, и великолепно выполненную ручную роспись. В стеклянной витрине можно было хорошо рассмотреть марку «G», нанесенную кобальтом подглазурно, а также клеймо в тесте «ГАРНДЕРЪ 43». Как гласило описание, сделанное экспертами аукциона, предмет был в хорошей сохранности с небольшими потертостями золочения. Торги начались с цены в 24 000 рублей, а ушел этот великолепный предмет за 34 000 рублей.
Еще один интересный лот с синей маркой и клеймом в тесте М.С. Кузнецова 1864-1880 годов ушел за начальную цену в 20 000 рублей. Эту нечасто встречающуюся фаянсовую тарелку с надписью «В память 50-летия 3-ей Батареи 1-ой Гренадерской Артиллерийской бригады» можно посмотреть на моих фото и на сайте самого аукциона, как и остальные предметы.
Таким образом, из 47 фарфорово-фаянсовых лотов, представленных на этом аукционе, было продано 25, что чуть больше половины от всех представленных лотов.
Вывод, который я сделала для себя, посещая этот аукцион очно, это то, что наверно мне надо еще поприглядываться к аукционам. Уж больно захватывающее мероприятие. Посещая их, начинаешь лучше понимать спрос на предметы искусства разных направлений. Смотря на тех, кто покупает предметы искусства, невольно задумываешься о том, что же так привлекло в них покупателя, а после начинаешь искать новые смыслы в искусстве и для себя. Мой мозг психолога ищет мотивы и основы понимания красоты, мозг экономиста – способы выгодной покупки и инвестирования, юриста – способы законно что-то достать для продажи на следующем аукционе, коллекционер же во мне кричит — тащи все – оно все такое ценное и так проситься домой.