Аукцион Vladey все по 100, а кое-что за 40 000 евро

Про аукцион Vladey я узнала на public talk, который был проведен в рамках RA&AF Институтом арт-бизнеса и антиквариата. Мне стало интересно чем же так привлекает современное искусство, что находят в нем покупатели, и как проходят аукционы.

27 февраля в Центре современного искусства «Винзавод» прошел аукцион Vladey все по 100. Основал этот аукцион Владимир Овчаренко, он и вел торги в этот вечер.

Винзавод я посещала не раз, в основном попадала на выставки фотографий. И не потому что я их очень люблю, а потому что живу в соседнем доме. Мои друзья часто заходят ко мне после выставок или зовут меня с собой на Артплей и Винзавод. Живя в таком районе, в любом случае приходится быть в курсе местных культурных событий.

Место это, как я люблю, с интересной историей. Переделано из бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария». А началось все с открытия Фридрихом Даниельсоном на территории усадьбы княгини Екатерины Волконской в начале XIX веке пивоваренной фабрики. Которая, благодаря купам Травниковым, в 1889 году превратилась в Московский комбинат виноградных и десертных вин. Комбинат прекратил существование в конце ХХ века, превратившись в Центр современного искусства.

Винзавод пропитан современным искусством. Тут собраны галереи, мастерские художников, дизайнеров, творческие студии, шоу-румы и прочее. Постоянно проводятся выставки и мероприятия для людей разных интересов. Все вокруг это искусство будущего. Оно ушло от стандартных образов выражения в область отображения особых смыслов.

Как написано на сайте аукциона Vladey — это первый аукцион современного искусства. Существует он с 2013 года. Аукционы все по 100 евро, это новая практика на рынке торговли современным искусством. Торги можно посетить лично, как сделала я, а можно принять участие через интернет и торговаться по телефону через представителя. Эти торги отличает то, что очень высок процент проданных работ. Так на первом зимнем аукционе 2018 года были проданы все 82 лота.

Галерея представляет собой демократичное пространств белых поверхностей. На которых были представлены все лоты, проводимого аукциона. До торгов их можно было успеть осмотреть, составить свое мнение, а также зарегистрироваться на аукцион. Девиз Владимира Овчаренко, который открыл торги, звучал так: «владеть искусством не только приятно, но и полезно».

В галерее Vladey Space на аукционе присутствовало около 50 человек. Сколько человек присутствовало дистанционно отследить не получилось. Но многие лоты уходили по цене, предложенной участниками online. Торги были достаточно активными. К сожалению, на мониторах не дублировалась цена актуальная на момент торгов, приходилось усиленно следить за речью аукциониста. Или параллельно наблюдать в телефоне за интернет торгами. Кстати и сейчас, для тех, кто не следил за торгами, цена лотов на сайте остается неопубликованной.

Обойдя пространство галереи перед торгами, я составила свое представление о том, что же может притянуть меня из работ современных художников. Ощущение, когда ты смотришь лот на сайте аукциона существенно отличается от того, как эта работа может восприниматься, когда ты находишься с ней рядом. В белом пространстве галереи, когда вокруг нее только воздух, когда другие работы не перекрывают ее своей иной концепцией, объект современного искусства может начать доносить до созерцателя хотя бы часть той концепции, что вложил в нее автор.

Теперь, о том, что мне понравилось из увиденного на торгах. Это лот №5 Розовый вагон 2016 года. Владимир Кожухарь представил свое понимание монохромной розовой мечты, той которой в далеком прошлом скорее представлялась голубой, в смысле «голубой вагон бежит, качается…». Вагон произвел впечатления не только на меня, цена на него быстро выросла.

Лот №10 – это лот, который как-то вписывается в мое стандартное понимание мира искусства. Дмитрий Краснопевцев, 1966. Жесткие графические контуры покинувшей море раковины и засохшей ветки, напоминают музеефикацию, раскрывая при этом тихую внутреннюю жизнь предметов. Кстати предмет этот из коллекции Галины Зыковой.

Лот № 13 Владимир Янкилевский Ухаживание из цикла «Город». По мнению автора на произведении изображено социальное взаимодействие тел в момент ухаживания. Человек внутренний и внешний – таково обнажение момента жизни героев работы. Это один из русских художников, который умер в славе и в почете. В Московском музее современного искусства 1 марта открылась выставка его работ. Владимир Янкилевский (1938–2018), увы, не дожил до «Ретроспективы». Работа же на аукционе была продана с учетом того, что новый ее владелец получит на нее права только после окончания работы выставки. А пока он может наслаждаться тем, что купленная им работа экспонируется на выставке одного из важнейших художников плеяды московских нонконформистов.

Лот № 14 Олега Целкова «Мужские туалеты» 2013 года — являлся одним из главных лотов аукциона. Я видела в зале расстроенные лица, тех кто торговался за это произведение и не выиграл торги, опустив руки с табличками уже тогда, когда цена начала исчисляться десятками тысяч евро. В итоге лот ушел за 40 000. И как говорят, для Целкова это низкая цена. Например, полотно Целкова «Портрет семьи» было продано за 125 000 евро. Если один раз посмотреть на работы Целкова, то его стиль и понимание мира запомнишь сразу. Его насыщенные брутальные краски узнаваемы, а персонажи лица-маски, в понимании художника, представляют собой новую человеческую расу.

Единственное, что я не понимаю со своим классическим воспитанием, это то, как можно применить этот шедевр. Мне бы не хотелось, чтобы мужской туалет был не в одном другом помещении дома, кроме как в ему предназначенном. А ширина этого дорогостоящего полотна 195 см, что гораздо больше чем ширина стандартной комнаты московской квартиры, посвященной это теме.

Еще отмечу лот № 59 Doping-Pong 2018 «Мой чемпион». В описании к лоту сказано, что в центре композиции девушка – собирательный образ киногероинь 60-70-х годов. Эта работа входит в цикл историй, рассказанных российской арт-группой Doping-Pong, в ироничном переосмыслении советского культа спорта. Что до тех, с кем я успела пообщаться перед торгами, то все отметили, что в ней заложен интересный яркий взгляд на мир и чистый секс. Это тот удачный момент, когда сексуальный контекст можно показать, не раздевая ни одного героя картины.

Рыночная цена современного искусства на аукционе такова: сколько зал решил, столько это и будет стоить. От этого пойдет уже понимание цен на творения начинающих художников, а также особенности цен на произведения художников, уже признанных современниками.

Еще раз отмечу, купили все. Значит есть те, кто готов торговаться, потратив на это целый вечер, а потом созерцать в своем доме нечто концептуальное, имеющее определенную рыночную стоимость и историю приобретения в одной из центральных галерей города Москвы.

Оставьте комментарий