Клейма на фарфоре европейского и российского производства

Последнее время стала замечать, что большинство книг в моей библиотеке коллекционера — это переиздания трудов, ставших уже классическими.

Расскажу еще об одной такой книге – русском издании классического труда польского ученого Леона Хрощицкого, посвятившего свою жизнь изучению керамики и особенностей ее маркировки. На 290 страницах книги приведены более 3000 марок европейского и русского фарфора. Марки и клейма систематизированы в географическом и хронологическом порядке. Во вступлении издания приведены краткие данные об истории фарфорового производства и некоторые сведения о технологии производства керамики.

Поскольку книга поделена на разделы, содержащие фарфоровые предприятия по каждой отдельной стране, мне было интересно ее прочитать целиком для общего понимания истории рынка, значении отдельных стран в общем развитии производства керамики и особенностях фарфора и фаянса каждой европейской страны.

Книгу эту я приобрела давно, с мыслью — а вдруг пригодиться. И она пригодилась. Потому что иногда, хватая очередную красивую европейскую тарелочку, бывает затруднительно сразу найти кому принадлежит и каким веком датируется редкое клеймо в тесте, представляющее собой набор из пару-тройки букв. Разобраться в этом помогает алфавитный указатель, расположенный в конце издания, построенный по принципу первых нескольких букв в клейме или марке предмета. По нему можно достаточно быстро выяснить какой раздел книги читать, а после определить производителя и страну.

Кстати именно эта книга в свое время мне помогла определить происхождение английский фаянсовых тарелок с названиями русских дореволюционных торговых домов, про которые я уже писала отдельную статью. После этой книги проще искать дополнительные данные в англоязычных источниках. Из интересного, в ней так же есть обобщающие данные по регионам, а так же подмечены исторические взаимосвязи между производителями керамики.

Что касается описания российских клейм и марок, изложенных на 20 страницах вместе с описаниями заводов, то их в книге приведено мало. Если обратить внимание на русский раздел, то клейм по количеству редко встречающегося завода Барминых в книге столько же, сколько клейм и марок фабрики Гарднера за весь огромный период его существования. А из огромного количества предприятий Кузнецовых указаны только обрывочные данные по Дулевскому заводу.

Коллекционеру русского дореволюционного фарфора в любом случае придется покупать другие специализированные марочники. Ну, а для любителя антикварной посуды, который хочет понимать какие исторические особенности несет в себе интересующий его предмет, данных из этой книги вполне может быть достаточно.

В целом для того, чтобы найти предприятие или сузить направление поиска при атрибуции изделия, эта книга, на мой взгляд, полезна. Со временем часто употребимые клейма и марки запоминаются, а вот редкие все равно все не запомнить. Кстати эта книга выручает не только меня, а иногда и тех, кто пишет мне личные сообщения с просьбой определить по клейму  страну, производителя и период изготовления его предмета.

Купить книгу на просторах Интернета можно примерно за 1500р.

Оставьте комментарий