Как отличить фарфор Сафронова от раннего Гарднера?

В продолжение заметки о фарфоре Батенина, напишу и о фарфоре Сафронова. В музее-усадьбе Кусково, которую я посетила на новогодних каникулах, мною была также приобретена книжка «Фарфор завода Сафронова». Красочные иллюстрации книжки меня заворожили.

Заинтересовала она меня еще и потому, что маркировка фарфора Сафронова уж очень сходна с марками и клеймами раннего Гарднера.

Я решила для себя разобраться, чем же так фарфор Сафронова привлекает коллекционеров, какие его основные черты и что цениться в его форме и декоре.

История завода, описанная в книжке, мною прочитана. Делюсь.

Как указано в кратком описании этого издания, нет не одного другого частного фарфорового завода в Российской Империи, который смог в своих изделиях соединить традиции народного творчества и достижения фарфоровой промышленности. Фарфор завода Сафронова – это отражение национального понимания красоты и русской культуры первой половины ХIХ века. Черты народного крестьянского искусства, злободневность, мода того времени ярко проявились в чертах изделий Сафронова.

Завод Сафронова находился в Гжельском районе, но выделялся своими неповторимыми чертами продукции среди заведений всего региона. Лучшим периодом деятельности предприятия Сафронова считается вторая половина  1820-х – 1840-х годов.

Завод был основан более 200 лет назад, в 1814 году. Мещанин Антон Трофимович Сафронов выбрал деревню Короткую Богородского уезда Московской губернии по причине непосредственной близости от сырья и рабочей силы. После смерти владельца в 1851 году завод перешел в собственность Ильи Абрамовича Сафронова, павлопосадского купца. Точных данных не сохранилось, но полагают, что завод закрылся в 1860-х годах.

Интересно то, что и тут не обошлось без вездесущих Кузнецовых. Так в 1850-х годах завод Сафронова арендовал предприниматель Т.Я. Кузнецов, его сын С.Т. Кузнецов был уже владельцем завода и перевел свой завод в Дулево, где производство осуществлялось с 1832 года.

По поводу форм и декора Сафронова во многих каталогах упоминается факт того, что ранние работы повторяют гарднеровские образцы, что было тогда вполне закономерно для частных фарфоровых заводов. А мотивы  первых росписей заимствовались в основном у Мейсена. Как только кто-то начинал выпускать продукцию, пользующуюся большим спросом на рынке, остальные производители сразу подтягивались за ним.

Книга хорошо иллюстрирует особенности собрания фарфора Сафронова, находящееся в музее-усадьбе Кусково. Там собраны отличные экземпляры, характеризующие его фарфоровое наследие.

Рассматривая иллюстрации, восхищаешься цветовым разнообразием и богатством декора изделий Сафронова. За свою свободу в приемах декорирования фарфор Сафронова, занимает третье место среди подмосковных заводов того периода, после Гарднера и Попова.

Ассортимент изделий Сафронова разнообразен. Выпускались в основном чайно-кофейная посуда, тарелки, вазы, скульптура, а так же некоторые другие предметы.

Ранние марки Сафронова близки к маркам Гарднера. Но все же, не идентичны. Сафроновские марки скорее небрежное от руки написанное С, тогда как у Гарднера  все таки больше G, но бывает так, что из-за небрежности хвостик не всегда виден. Это и вызывает много споров при атрибуции фарфора Сафронова. Вообще написание марок указанных заводов отличается большим разнообразием, от чего возникает много путаницы.  Тисненная в массе САФРОНОВА встречается очень редко на изделиях почти всего периода существования завода.

Все эти и другие подробности можно почитать в книжке, которую я добавила в свою коллекцию.

Не вдаваясь в глубину вопроса, приведу только особенности росписи на изделиях Сафронова. Так, рассматривая иллюстрации, можно заключить, что роспись крайне интересна, богата и удивительна сюжетами. Романтические видовые пейзажи, портреты царствующих особ, мифологические сюжеты, литературные герои, военная тематика, различные варианты цветочных композиций и гирлянд – это то, что можно увидеть на сафроновской посуде. По моде того времени фарфор конечно декорирован обильным золочением. На большом рынке России были востребованы изделия и разного качества и разнообразной росписи.

Из всего представленного в книге меня особо восхитили изделия с применением подглазурного кобальта. Изделия Сафронова имеют неповторимый фиолетовый оттенок кобальта, из-за чего смотрятся поистине волшебно. Ваза в стиле второго рококо с изображением зимнего пейзажа на кобальтовом фоне — мой абсолютный фаворит)))

В заключении отмечу, что фарфор Сафронова содержит в себе русские чувства и характер, наверно поэтому он так выделился среди заводов Гжели и покорил сердца большинства коллекционеров старинного русского фарфора.

Книгу можно купить в Кусково за 400р.

Оставьте комментарий