Искусство фарфора Ларисы Григорьевой

Я люблю читать про фарфор, через призму его развития интересно рассматривать историю, взгляды на мир тех людей, которые были связаны с его производством и декорированием. В этот раз на 8 марта мне сделали приятный сюрприз —  подарили редкую книгу по фарфору с автографом.

Эта книга об искусстве, о творчестве Ларисы Григорьевой (1920-1997) – мастере росписи, художнице Ленинградского (Императорского) фарфорового завода. Книга просто замечательная, красивая, сделанная с душой.

Издали книгу в 2017 году с целью сохранения творческого наследия Ларисы Григорьевой. Выпущена она дочерью художницы Ольгой Старицкой. Она смогла по крупицам собрать огромный материал, связанный с творчеством, достижениями и этапами жизненного пути художницы ЛФЗ.

В становлении любого предприятия главная роль всегда отводится мастерам, они формируют традиции, дают новое видение жанров и техник росписи. Я много читала про историю самого завода. А вот про художников ЛФЗ отдельно знала не так много.

Лариса Ивановна Григорьева обладатель редкого почерка. Сделанные ею предметы хорошо узнаваемы и любимы многими поколениями советских граждан. Ее творчество 1950-х-1980-х годов стало отражением периода оттепели.

Листая книгу, удается персонифицировать роспись на тех предметах, что уже стали классическими. Они были как в обиходе, так и хранились во многих сервантах бывшего СССР. Их перечислено в книге такое количество, что диву даешься. Многие известные, но наверно самый известный среди них массовый сервиз «Золотые ромашки». Он был и в моей семье. Его части или отдельные предметы разных лет выпуска можно встретить в продаже на барахолках, в винтажных лавочках и в современных магазинах посуды.

И что характерно для качественного фарфора — ее произведения любимы до сих пор. В настоящее время в ассортименте ИФЗ присутствует несколько вариантов сервизов и чайных пар, декор на которых выполнен по эскизам Ларисы Григорьевой.

Элегантность ее росписи хорошо иллюстрируют предметы, приведенные в книге. Роспись на фарфоре всегда в оптимистичной цветовой гамме. В основном яркие, душевные цветы. А среди них розы как отдельная тема творчества. Красивые розы получались у красивой женщины, которая любила свою работу и посветила ей многие годы своей жизни. Разглядывая красочные иллюстрации, не менее интересно читать то, что было в основе любви к фарфору как к искусству в человеке, который посветил ему 40 лет.

Мне очень понравилось то, как написана эта книга. Интересно в большей степени смотреть на нее как на повесть того времени, на жизненный путь, связаны с важными событиями и прославленными людьми. А еще более захватывающе читать о том, чем жили люди, сумевшие в достаточно стесненных послевоенных условиях творить такую красоту, придать произведениям советской промышленности эстетику и сделать такой запоминающийся декор, что он смог пройти через годы, не утратив своей привлекательности. 

13 февраля 2018 года в Музее Авторского фарфора в Санкт-Петербурге открылась выставка «Фарфоровый мир Ларисы Григорьевой». Продлится она до 13 апреля 2018 года, и я надеюсь успеть ее посетить. А пока, прочитав книгу, могу сказать, что получила огромное удовольствие от ее содержимого и от нового восприятия развития фарфоровой промышленности СССР.

Спасибо огромное за подарок Наталье Тарасян.

 

Оставьте комментарий